Декабрьские евреи

0

Фигуры, события, судьбы

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

ЭРНСТ ТОЛЛЕР

1 декабря 1893 г. в городе Замочин (ныне Шамоцин) провинции Познань, принадлежавшей тогда Германии, в ассимилированной еврейской семье родился немецкий писатель и революционер Эрнст Толлер. Он учился в университетах Гренобля, Гейдельберга и Мюнхена. В начале Первой мировой войны добровольцем вступил в германскую армию. После 13 месяцев, проведенных на фронте, был демобилизован как непригодный к службе. Горький военный опыт излечил Толлера от великогерманских националистических идей и сблизил с пацифистско-социалистическими кругами. Он вступил в Независимую социал-демократическую партию Германии, вел антивоенную пропаганду, был избран членом стачечного комитета мюнхенских рабочих, в 1917 г. был арестован, сидел в военной тюрьме.

Толлер принял активное участие в германской революции (ноябрь 1918 г.) и в создании республиканского правительства Баварии, а после убийства главы этого правительства К. Эйснера возглавил совместно с Г. Ландауэром провозглашенную 7 апреля 1919 г. Баварскую советскую республику. В июне 1919 г. после разгрома республики был приговорен военным судом к пятилетнему тюремному заключению. Из тюрьмы Толлер вышел в 1924 г. прославленным драматургом и поэтом, одним из лидеров немецкого экспрессионизма. В своих произведениях он призывал к новому, более гуманному обществу, освобождению человека от тирании машин; был озабочен трагической проблемой соотношения цели и средств революции.

После прихода нацистов к власти Толлер покинул Германию, жил в Швейцарии, Франции, Англии, США (с 1936 г.). В эмиграции издал воспоминания «Юность в Германии» (1933), живо описывающие надежды и разочарования целого поколения (около половины книги посвящено Баварской советской республике и последствиям ее разгрома).

На чужбине Толлер продолжал борьбу против нацистского режима, ненавидевшего его даже более, чем других евреев-интеллектуалов. Наступление фашизма (особенно после падения Мадрида в период гражданской войны в Испании) и приближение новой мировой бойни, которую интеллигенция бессильна была предотвратить, привели Толлера к самоубийству в 1939 г.

ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ

5 декабря 1349 г. в Нюрнберге произошел массовый погром евреев, обвиненных в распространении чумы. К этому времени еврейская община Нюрнберга была одной из самых значительных в Германии. Она насчитывала 212 семей, около 2000 человек. Они имели статус «покровительствуемых», который давал некую защиту со стороны императорской власти от погромов и насилия, но требовал платы в виде особых налогов. Светские и духовные феодалы также претендовали на покровительство евреям, связывая с этим многочисленные поборы и вымогательства. Тем не менее это покровительство не спасало общины от погромов в периоды общественных или религиозных брожений.

Одна из самых трагических страниц в истории евреев Европы связана с пандемией чумы – «черной смерти», поразившей континент в XIV в. и сократившей население едва ли не наполовину. Строгое соблюдение правил Галахи и кашрута, а также предписаний ритуального омовения несколько снижало уровень смертности среди евреев, но они становились жертвами не только «черной смерти», но и обвинений в преднамеренном ее распространении. В конце 1348 г. избиению, сожжению и грабежу подверглись евреи Аугсбурга, Вюрцбурга, Мюнхена и других городов Германии.

В Нюрнберге уже в ноябре 1349 г. император дал городскому уполномоченному разрешение снести большую часть еврейских домов, чтобы очистить площадь для рынка, а на месте синагоги выстроить церковь Св. Марии. Городской совет был освобожден от всякой ответственности за погром, который мог произойти. И он произошел. 560 евреев были заживо сожжены, другие бежали или были изгнаны.

«Черная смерть» нанесла европейскому еврейству тяжелые раны. Ее результатом стало резкое ухудшение правового статуса евреев: им разрешали возвращаться в местности, откуда они были изгнаны, на еще более унизительных условиях, чем прежде. А созданный в период «черной смерти» образ еврея-отравителя, злоумышляющего против народов, давших ему прибежище, пережил века и продолжал питать антисемитские мифы и в наше время. Достаточно вспомнить «Протоколы сионских мудрецов», «дело врачей», нацистские измышления.

Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_B82_27-3ИЕГУДА ЛЕЙБ ГОРДОН

7 декабря 1830 г. в Вильно в зажиточной ортодоксальной семье родился еврейский поэт, прозаик и публицист Иегуда Лейб Гордон, писавший преимущественно на иврите, но также на русском языке и на идише. К 14 годам он уже был глубоким знатоком Талмуда. Но с 17 лет обратился к светским наукам, начал обучаться русскому, польскому и западноевропейским языкам и примкнул к виленскому кружку еврейских просветителей (маскилим). В 1852 г. Гордон сдал экзамены за курс Виленской раввинской семинарии и с 1853 г. преподавал светские предметы в казенных еврейских училищах. Примерно на эти годы приходится романтический период его литературного творчества. Считая развитие светской литературы на иврите основным путем приобщения евреев к европейской культуре, Гордон пишет на знакомые читателю библейские сюжеты идиллические поэмы, проникнутые тоской по легендарному прошлому.

В 1865–1872 гг. он состоял смотрителем казенного еврейского училища в Тельши (ныне Тельшяй), в 1872–1879 гг. – секретарем Общества для распространения просвещения между евреями в России, а также секретарем еврейской общины Петербурга. Этот период, наиболее продуктивный в творчестве Гордона, он назвал реалистическим. То была пора крушения надежд писателя на скорую эмансипацию евреев России и разочарования из-за явно недостаточного влияния маскилим на широкие круги еврейства. Гордон выступил против отрицательных явлений в жизни еврейского общества. Его «пропитанные желчью и слезами» статьи и стихи в журнале «Ха-Шахар», за которые Гордон был назван «еврейским Некрасовым», клеймили косность местечкового быта, бичевали догматизм раввинов, не желающих считаться с требованиями времени, брали под защиту угнетаемую и забитую бедноту черты оседлости.

Последние десять с лишним лет его творчества (писатель умер в Петербурге в 1892 г.) можно обозначить как период смятенности, исканий и колебаний.

В истории литературы на иврите Гордону отводится место самого примечательного поэта Гаскалы, хотя некоторый схематизм его произведений дает основания оспаривать их художественную ценность. Бялик отзывался о Гордоне как об одном из величайших кудесников иврита.

ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ

9 декабря 1804 г. в Российской империи было принято «Положение о евреях», которое предоставило им свободу вероисповедания и одновременно установило черту оседлости в пятнадцати губерниях России и в десяти губерниях Царства Польского.

Фактическое начало черте еврейской оседлости было положено указом императрицы Екатерины II от 23 декабря 1791 г., который формально был итоговой реакцией правительства империи на письмо витебского еврейского купца Цалки Файбишовича. Указ давал разрешение евреям постоянно жительствовать наряду с Белоруссией также в Новороссии – тогда недавно присоединенном к России регионе, и воспрещал запись в купечество, в частности, в Москве (чего и требовали местные купцы, опасавшиеся конкуренции).

С третьим разделом Польши в состав «разрешенных» территорий вошли Виленская и Гродненская губернии, где имелось значительное еврейское население. Окончательное юридическое оформление черты оседлости содержалось в «Положении о евреях» 1804 г. Там перечислялись те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать. «Положение» строго предписывало всем евреям записываться в одно из «состояний»: земледельцев, фабрикантов и ремесленников, купечество, мещанство. При всем том этот документ в известной степени отражал некий либерализм, свойственный времени, которое поэт обозначил как «дней Александровых прекрасное начало». В нем говорилось: «Все дети евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, во всех Российских народных училищах, гимназиях и университетах. Никто из детей еврейских, быв в училище во время его воспитания, не должен быть ни под каким видом отвлекаем от своей религии, ни принуждаем учиться тому, что ей противно и даже несогласно с нею быть может. Дети еврейские, в школах приходских и уездных обучающиеся, могут носить платье еврейское; но обучающиеся в гимназиях должны быть одеты для единообразия и благопристойности в немецком или польском платье». Процентная норма и многие другие ограничения и притеснения – еще впереди.

640px-PikiWiki_Israel_6328_Mandelbaum_GateДОМ МАНДЕЛЬБАУМА

13 декабря 1949 г. Иерусалим был провозглашен столицей Государства Израиль. Это произошло сразу же после окончания Войны за независимость. Но чего только не пережил вечный город за два года этой войны, когда по нему проходила линия фронта: блокаду еврейских кварталов и артиллерийский обстрел их Арабским легионом, арабский террор и ожесточенную борьбу за единственную дорогу, связывающую столицу с приморской равниной, откуда доставлялись продовольствие и вода…

В конце концов осенью 1948 г., в момент второго соглашения о прекращении огня, два военачальника – Моше Даян с израильской стороны и Абдалла ат-Таль с арабской – сели за стол переговоров и жирным карандашом провели по карте толстую линию раздела города, которая стала фактической границей двух миров. Вдоль нее протянули ряды колючей проволоки, перекрыли улицы баррикадами из мешков с песком. Пересечь границу можно было только в одном месте, называвшемся «переходом Мандельбаума» – по имени владельца ближайшего дома и лавки, где регулярно происходили встречи представителей трех сторон: Израиля, Иордании и ООН.

Ну, а год спустя, после подписания перемирия с арабскими странами, что означало конец войны, произошло долгожданное провозглашение Иерусалима столицей. В марте 1950 г. сюда переехал из Тель-Авива Кнессет, разместившийся в небольшом доме на улице Короля Георга. Арабы, в свою очередь, объявили свою, восточную часть города второй столицей Иордании (первой был Амман). Так и началась раздельная жизнь этих двух столиц, пока в 1967 г. после Шестидневной войны не произошло воссоединение Иерусалима. В ходе битвы за Старый город евреям впервые за 2000 лет удалось установить контроль над священными местами – Храмовой горой и Стеной Плача. Этот день, отмечаемый каждый год 28 ияра как национальный праздник (в 2014 г. – 28 мая), символизирует историческую связь еврейского народа с Иерусалимом.

DisraeliБЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

21 декабря 1804 г. в Лондоне родился английский государственный деятель и писатель Бенджамин Дизраэли, лорд Биконсфильд. Его отец был автором книг по истории и литературе. В 13-летнем возрасте Бенджамин был крещен по воле отца, получил христианское воспитание, но сознание своего еврейского происхождения оказало сильное влияние на его мироощущение. Еще в юности Дизраэли начал заниматься журналистикой. В 1828–1831 гг. он путешествовал по Европе и Ближнему Востоку. Итогом этих странствий стали романы Дизраэли «Контарини Флеминг» и «Давид Алрои», последний посвящен вождю мессианского движения.

В 1837 г. Дизраэли был избран в Палату общин, где выступал поборником интересов как широких масс народа, так и королевской власти. Дизраэли стремился превратить партию тори из аристократической в народную, которая включала бы также представителей рабочего класса и могла бы играть руководящую роль в Палате общин.

В 1852 г. он стал министром финансов и лидером Палаты общин, но в том же году кабинет тори ушел в отставку. Лишь в 1866 г., после новой победы тори, Дизраэли удалось вновь занять место министра финансов. В 1868 г. он впервые на короткий срок занял пост премьер-министра, но на всеобщих выборах, проведенных по новой системе голосования, потерпел поражение. После решающей победы консерваторов в 1874 г. Дизраэли снова стал премьером (1874–1880) и приступил к осуществлению тех социально-политических идей, в защиту которых постоянно выступал. Разрыв между капиталом и трудом он пытался сократить посредством социального законодательства. В вопросах внешней политики одной из его главных целей было укрепление Британской империи, сердцем которой он считал Индию.

Стремясь воспрепятствовать проникновению России в район Средиземного моря, Дизраэли старался поддерживать Османскую империю и предотвратить ее раздел. Противники внешнеполитического курса Дизраэли утверждали, что его политика часто определялась отношением того или иного государства к евреям.

Поражение консерваторов на выборах 1880 г. привело к отставке правительства и было концом политической карьеры Дизраэли. Год спустя он умер в Лондоне.

301px-Semyon_Yakovlevich_NadsonСЕМЕН НАДСОН

26 декабря 1862 г. в Петербурге в семье чиновника, крещеного еврея, родился русский поэт Семен Яковлевич Надсон. В двухлетнем возрасте он лишился отца, а в 11 лет – и матери. В 1872 г. И. Мамонтов (дядя Надсона, который стал его опекуном) определил его пансионером в Петербургскую военную гимназию. По окончании гимназии Надсона против его воли (он мечтал поступить в университет или в консерваторию, играл на скрипке и на рояле) отдали в Павловское военное училище. С 1882 г. он служил в чине подпоручика в Кронштадте. Военная служба тяготила Надсона, и в 1884 г., уже безнадежно больной туберкулезом, он с трудом добился отставки. Некоторое время был секретарем редакции журнала «Неделя». С осени 1884 г. до лета 1885 г. лечился за границей. С 1886 г. сотрудничал в киевской газете «Заря», живя в Крыму, где скончался спустя месяц после своего 24-летия.

Надсон писал стихи с девяти лет, печатался с 1878 г. Испытал влияние А. Плещеева, который пригласил его сотрудничать в «Отечественных записках». Гражданская лирика Надсона в духе некрасовской школы, осложненная сочетанием протеста и чувства бессилия, сомнениями и разочарованием, обеспечила ему в пору кризиса народнического движения, политической реакции и безвременья славу властителя дум молодежи, запечатлевшего строй мыслей и чувств целого поколения. Интимная лирика Надсона последних лет своей искренностью и музыкальностью вдохновила многих композиторов на создание романсов.

Росший в дворянском окружении, Надсон с детства подвергался антисемитским оскорблениям в семье деспотичного дяди-опекуна. В «Автобиографических заметках» поэт писал, что такого рода насмешки «с нечеловеческой жестокостью оскорбляли» в нем память отца. Антисемитская травля Надсона критиком «Нового времени» В. Бурениным (в отместку за не слишком лестный отзыв о его творчестве) омрачила последние месяцы умирающего поэта. Свою солидарность с еврейским народом в период, «когда одно название „еврей“ в устах толпы звучит, как символ отверженья», Надсон запечатлел в стихотворении «Я рос тебе чужим, отверженный народ».

Анатолий АЛЬШИЦ по материалам энциклопедических источников

"Еврейская панорама", Берлин

Читайте вторую часть "Декабрьских евреев"

Читайте третью часть "Декабрьских евреев"

Читайте четвертую часть "Декабрьских евреев"

Читайте пятую часть "Декабрьских евреев"

Читайте шестую часть "Декабрьских евреев"

Читайте седьмую часть "Декабрьских евреев"

Читайте восьмую часть "Декабрьских евреев"

Читайте девятую часть "Декабрьских евреев"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий