Дело чести и бессмертный подвиг нидерландских фермеров
Юрий ТАБАК
Февральским утром 1945 г. отряд голландских эсэсовцев заметил иностранца, бродившего по ферме в одной из отдалённых деревень. Нацисты подошли к владельцу фермы, Яну ван дер Хелму, и застрелили его, когда тот попытался убежать. Они обнаружили на ферме пятерых евреев, скрывавшихся от преследования, и до смерти избили одного из них, на глазах у жены, двух сыновей и племянника. Оставшихся четырёх отправили в концентрационный лагерь, но им посчастливилось пережить Холокост.
Убийство ван дер Хелма, отца двоих детей, стало шоком для сельской общины Нюланде. Но рейд мог обернуться для деревни ещё более ужасными последствиями. Нацисты даже не подозревали, что ферма ван дер Хелма была лишь вершиной айсберга почти уникальной коллективной операции по спасению людей. Почти все 700 жителей Нюланде были вовлечены в укрытие и спасение евреев, а также бойцов Сопротивления и дезертиров из германской армии.
Нюланде располагается на северо-востоке Нидерландов, вдали от крупных городов. В 1940 г. здесь было около 150 фермерских хозяйств, существовавших довольно обособленно. И это было идеальным местом для укрытия евреев, искавших спасения. Хозяева одной фермы не знали часто, что происходит на другой. Так, один еврейский мальчик, одноклассник Анны Франк, год спасался на ферме, не подозревая, что его дядя, тётя и два двоюродных брата прятались всего в нескольких километрах от его убежища. Все это облегчало укрытие евреев от патрулировавших регион немцев и голландской полиции.
У истоков спасительной сети стоял местный фермер и муниципальный советник Йоханнес Пост. С началом войны он сразу включился в работу Сопротивления. Познакомившись с одним из бежавших евреев, Йоханнес вместе с братом стали ездить по всей территории Нидерландов, через ячейки Сопротивления отыскивал евреев, привозил их в Нюланде и распределял по местным жителям, разъясняя им, в какую ситуацию попали их соотечественники. Моральные и религиозные аргументы были неотразимы для голландских реформатов. Жители крошечной деревни, 117 семей, договорились, что каждая семья спрячет хотя бы одного еврея.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Находить и доставлять евреев ему помогали двое еврейских активистов Сопротивления – Макс Леонс, известный в подполье под кличкой «Нико», и Селина Кайпер, – разъезжавших по стране с фальшивыми документами. Причем для Нико миссия была чрезвычайно опасна, ибо он обладал классической еврейской внешностью. Но он выжил.
Пост привлек к работе местного садовника Арнольда Дауэса, на которого легли основные функции организации укрытий в деревне. Сын кальвинистского пастора, Дауэс был человеком сложным и отчасти эксцентричным. В 1930-х он бродяжничал в Америке, но к началу войны вернулся в Нидерланды. Во время войны он вел дневник, впоследствии опубликованный под названием «Тайный дневник Арнольда Дауэса» и являющийся одним из очень немногих дневников спасителей-праведников. В дневнике в закодированном виде были сведения об укрывавшихся евреях – имена, места их укрытий и т.д. Но там и много размышлений Дауэса. Дневник исключительно интересный, надо сказать: амстердамский Институт документации приравнял его по значимости дневникам Анны Франк.
Хотя Дауэс для безопасности части дневника закапывал в банках в землю, он несколько нарушал разработанные им же суровые правила безопасности для евреев и жителей деревни, у которых они скрывались. Нарушение таких правил могло привести не только к гибели евреев, но к печальной судьбе деревни. Так, Дауэс пришел в ярость, узнав, что некоторые евреи отправили письма на идиш своим родственникам в Амстердам — что могло привлечь внимание нацистов, следивших за почтой. Есть рассказ о том, что одна из еврейских женщин с расстроенной психикой упрямо собиралась пройти по главной улице деревни, что нарушало меры безопасности. Дауэс всерьёз рассматривал возможность её убийства, но чем дело закончилось, неизвестно.
Обязанностью Дауэса было встречать евреев, размещать их, обеспечивать едой, деньгами и фальшивыми документами, а также лекарствами. В лесу были выкопаны землянки, где евреи могли скрываться в случае опасности.
О деятельности Дауэса стало известно, его разыскивали нацисты, и ему пришлось изменить внешность. Тем не менее, в январе 1945 г. он был арестован нацистами, но бойцы Сопротивления совершили налет на тюрьму и освободили его.
Йоханнес Пост продолжал привозить евреев, параллельно совершая с бойцами Сопротивления налеты на нацистские регистрационные бюро, уничтожая списки солдат бывшей голландской армии, которых отправляли на работы в Германию, захватывая продовольственные карточки и товары. За ним началась охота, он начал скрываться, но в июле 1943 был арестован вместе с Селиной Кайпер. Селину отправили в Освенцим, где она была почти сразу же убита. Посту организовал побег местный офицер полиции. Теперь детей самого Поста пришлось перевозить с места на место из-за опасений за них.
Он продолжал налеты на полицейские участки. К июню 1944 г. Пост фактически возглавлял Сопротивление западных Нидерландов.
23 июня партизаны должны были совершить налет на амстердамскую тюрьму, где содержались арестованные соратники, в т.ч. один из братьев Йоханнеса. Их выдал эсэсовец, который должен был им помочь. Тринадцать человек, включая Поста, были схвачены и расстреляны, после чего похоронены в общей могиле. После войны его тело перезахоронили на кладбище для выдающихся граждан.
Дауэс пережил войну, женился на одной из спасенных евреек, какое-то время жил в Израиле, потом вернулся в Нидерланды, умер в 1999 г.
В 1965 г. Праведником народов мира был признан Йоханнес Пост.
В 1983 г. Праведником народов мира был признан Арнольд Дауэс. В его честь посадили в Яд ва-Шем дерево, но он поклялся сжечь дерево, если вся деревня не будет признана праведной. Ибо ни одна из 117 семей деревни не выдала ни одного еврея. В итоге деревня была признана коллективным Праведником, плюс 202 отдельных жителя деревни и окрестностей. Таких случаев всего два в истории.
Тем не менее, долгое время об этой деревне ничего не знали, история Нюланде осталась почти неизвестной даже в Нидерландах – отчасти из-за нежелания ее жителей выставлять себя напоказ. Национальный музей Холокоста в Нидерландах не организовал ни одной выставки о героической деревне, Музей Сопротивления Нидерландов на своём сайте уделил операции спасения всего восемь слов, в ряде авторитетных энциклопедий Холокоста о деревне не только нет отдельных статей – она просто не упоминается. Лишь в 2018 г. стараниями местных энтузиастов в деревне был открыт музей, рассказывающий о событиях более чем 70-летней давности.
В редком интервью 1985 г. Дауэс сказал:
«Я все это делал, потому что не мог иначе».