На уходящей неделе ЦАХАЛ продолжал потихоньку расширять сухопутную операцию в Газе
В общем и целом действия Израиля на данный момент призваны подтолкнуть ХАМАС к большей сговорчивости на переговорах в расчете на то, что он примет некую вариацию плана Уиткоффа: его главный пункт предусматривает освобождение 11 из 22 живых заложников в обмен на энное количество террористов, полуторамесячное прекращение огня и масштабную гуманитарную помощь. До недавнего времени ХАМАС якобы был готов освободить всего пятерых израильтян, и вот на этой неделе стало известно, что египтяне предложили освободить восьмерых, а прекращение огня должно продлиться от 40 до 70 дней. Факт, что Каир сделал такое предложение, и оно попало в публичное пространство, — намек, что ХАМАС, вероятно, не против, разве что трактовки могут быть разные…
Очевидно, что осуществляя военное давление параллельно с недопущением продовольственной помощи в Газу, Израиль может лишь надеяться на сговорчивость ХАМАСа, но никак не рассчитывать на таковую. В свою очередь ХАМАС не готов расстаться со столь весомым козырем, как половина заложников, и надеется, что в Иерусалиме не решатся на операцию с далеко идущими целями (свержение ХАМАСа и взятие сектора под контроль), а поставку продовольствия возобновят под международным давлением, как только станет не хватать продуктов.
Что касается военных аспектов, то стоит отметить самый массированный с момента возобновления боевых действий ракетный обстрел ХАМАСом Ашкелона, Ашдода и Явне. Всего из центральной части Газы — лагеря беженцев Дир эль-Балах, то есть места, где из опасения за жизни заложников ЦАХАЛ не проводил сухопутную операцию, залпом было выпущено десять ракет. ПВО перехватила пять, часть других разорвалось на открытой местности, а одна — в городской черте Ашкелона, что привело к легким осколочным ранениям семи человек (за помощью обратилось гораздо больше) и существенному материальному ущербу. В ответ на обстрел пресс-служба ЦАХАЛа потребовала от жителей ряда районов Дир эль-Балаха эвакуироваться, после чего туда полетели наши снаряды.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
То, что ХАМАС и "Исламский джихад" по-прежнему способны осуществлять обстрелы, удивлять не должно. За почти два месяца тишины террористы смогли беспрепятственно консолидировать свой ракетный потенциал: распределить все, что уцелело, собрать все, что можно, из комплектующих и восстановить какое-то производство. Которое, если его не уничтожить с воздуха или в рамках сухопутной операции, может работать уже сейчас. Происшедшее — это наглядное напоминание израильскому обществу, что произойдет с ракетным потенциалом ХАМАСА, если дать тому перерыв на годик-другой, да еще и при постоянной подпитке ингредиентами целевого и двойного назначения, беспрепятственно поступающими в Газу контрабандой и легально.
На истекшей неделе в израильский лексикон вошел еще один военно-географический термин — "коридор Мораг", по названию существовавшего в секторе до размежевания 2005 года одноименного еврейского поселения. Новый коридор — это своего рода шов, отделяющий Рафиах от Хан-Юниса. За прошедшие почти двадцать лет этот участок территории изрядно заполнился застройкой, которая была взята под контроль силами 36-й дивизии. И тут же с целью оборудования позиций и организации должного контроля здесь начался снос строений, представляющих опасность и являющихся помехой. Таким образом, полный контроль над коридором подразумевает и полное окружение Рафиаха, южнее которого находится контролируемый ЦАХАЛом Филадельфийский коридор и на данный момент часть районов города с востока на запад.
Во время визита в Рафиах 8 апреля начальник генштаба Эяль Замир выразил одобрение неожиданным для противника действиям наших сил, которые привели к ликвидации десятков террористов, и, что особенно показательно, сообщил о планах полного разгрома хамасовской бригады Рафиаха. Показательно, что в сентябре минувшего года армия уже объявляла о ее разгроме. Но и здесь не стоит удивляться: за время перерыва в боевых действиях ХАМАС частично восстановил это свое формирование…
* * *
Интересные новости, военные и политические, поступали в последние дни из Ливана, и я начну с политических.
Состоялся очередной визит в Страну кедров Морган Ортагус — заместительницы спецпосланника президента Трампа на Ближнем Востоке Стивена Уиткоффа. Именно она отвечает за взаимоотношения с Ливаном, сменив в этой роли легендарного Амоса Хохштейна. Дипломат встретилась с президентом, премьер-министром и председателем парламента Ливана.
К делу Ортагус подошла в свойственной ей жесткой манере. Помимо полного оправдания израильских ударов по Ливану она потребовала от ливанского руководства не только более быстрых и эффективных мер по реализации договоренностей в рамках соглашения о прекращении огня, но также и шагов, направленных на полное разоружение "Хизбаллы". В интервью одному из арабских телеканалов, говоря об оружии в руках шиитских террористов, Ортагус сравнила его с раковой опухолью на теле страны. А таковую, по ее словам, принято удалять целиком, а не частично. Американский дипломат поставила собеседникам на вид, что в отсутствии существенного прогресса на данном направлении ливанцев с большой вероятностью ждет возобновление войны с Израилем и прекращение поддержки со стороны США. И наоборот, четкие и правильные меры – залог этой поддержки. Президент Аун и премьер-министр Салам и сами жаждут разоружения "Хизбаллы", но по-прежнему опасаются перегнуть палку в деле оказания давления на эту могущественную шиитскую организацию. Тем не менее, армия Ливана продолжает осторожно действовать в оперативных районах "Хизбаллы" и даже периодически рапортует об обнаружении там брошенных ракет и пусковых установок.
Однако наиболее любопытный сдвиг — или маневр, еще до конца не ясно — произошел 8 апреля, когда некий высокопоставленный источник в "Хизбалле" заявил СМИ, что организация готова вести с властями переговоры о добровольном разоружении. Условием выставлено отступление ЦАХАЛа с пяти высот на ливанской территории вблизи границы и прекращение израильских ударов, которые наносятся практически на ежедневной основе. Их целями остаются инфраструктуры разной степени значимости, будь то караваны в приграничных населенных пунктах или гораздо более серьезные объекты, как, например, склад вооружения и боеприпасов ПВО, атакованный с воздуха 8 апреля в долине Бекаа, на значительном расстоянии от границы.
Ну и, конечно, продолжились ликвидации. В списке атакованных значились рядовые боевики, засветившиеся в приграничье, и фигуры более высокого ранга — этих, надо полагать, искали более адресно. Так был уничтожен Мохммед Аднан Мансур, командовавший артиллерией "Хизбаллы" в оперативном районе городка Тайбе, к которому у Израиля был длинный счет. Но особенно любопытная ликвидация имела место в Сайде, где утренним ударом по квартире в многоэтажном доме был уничтожен Хасан Ахмед Фархат — командир западного сектора в ливанском боевом крыле ХАМАСа, там находятся все "палестинские лагеря беженцев" Юга Ливана. Вместе с ним убит его сын, тоже активист движения, и дочь.
И напоследок — о ликвидации пока несостоявшейся. 8 апреля саудовский канал "Аль-Арабия" со ссылкой на западный источник опубликовал большую статью, в которой описываются, как минимум, частично удачные попытки "Хизбаллы" совместно с подразделением "Кодс" Корпуса стражей исламской революции наладить контрабанду оружия в Ливан через бейрутский порт. При этом назван ответственный за этот процесс со стороны организации — Вафик Сафа, один из нескольких оставшихся в живых наиболее высокопоставленных руководителей "Хизбаллы". На сегодня он фактически занимает пост министра внутренних дел организации и среди прочего несет ответственность за координацию и согласования с силовыми и официальными структурами Ливана. Полноразмерный портрет этого персонажа красуется на интернет-странице публикации, в которой также упоминается, что в октябре прошлого года израильское покушение на него кончилось неудачей — один из тех редких случаев, когда цель высокого полета осталась невредимой. Опыт показывает, что подобные публикации — своего рода предупреждение, а то и "черная метка", а так называемые "западные источники" на самом деле не совсем западные.
"Новости недели"