История Сараевской Агады — и людей, которые спасли ее и друг друга
Ольга ОМ КРОМЕР
В мире еврейских книг нет книги, у которой существовало бы больше версий, чем у Пасхальной Агады. Агада (в переводе с иврита – предание, сказание, легенда) рассказывает историю исхода евреев из Египта и читается каждый год на Пасхальном Седере. Возможно, самой известной из этих книг является Сараевская Агада, иллюстрированная рукопись, созданная в Средние века.
Сараевская Агада — старейшая сефардская Агада в мире. Анализ костюмов на иллюстрациях указывает, что они нарисованы не раньше 1350 года, а некоторые детали позволяют предположить, что книгу создали в северной Испании, вероятно в Барселоне. Книгу, скорее всего, заказал очень богатый человек в качестве свадебного подарка.
В 1492 году, когда евреев изгнали из Испании, владельцы забрали Агаду с собой. В 1510 году она была продана – об этом написано на одной из пустых страниц, имена продавца и покупателя кто-то замазал белой краской.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Некоторое время книга находилась в Италии, скорее всего в Венеции. Об этом свидетельствует пометка итальянского цензора, оставленная на 105-й странице Агады в 1609 году.
В конце XIX века книгу наследует небогатая боснийская семья Коэнов, которые пытаются продать ее, потому что семье нечего есть. В 1894 году Агаду покупает Земальский музей (Национальный музей Боснии и Герцеговины в Сараево).
Во время Второй мировой войны, когда Югославия была разделена, Сараево сильно пострадало. В 1941 году Анте Павелич, союзник Гитлера, приступил к резне евреев, цыган и сербов, часть из которых искали помощи у своих мусульманских или хорватских соседей. Главным библиотекарем Боснийского национального музея в то время был Дервиш Коркут, представитель зажиточной семьи мусульманских интеллектуалов и открытый антифашист, который изучал теологию в Стамбуле и Сорбонне. Коркут спас Агаду из рук нацистов. В 1942 году, когда представитель Германии прибыл в музей, чтобы забрать Агаду, Коркут спрятал ее на себе, под пальто, и сказал, что другой нацистский офицер уже был здесь и забрал книгу. Имени офицера он не знает, поскольку побоялся спросить.
Книга была спасена. Спустя несколько дней Коркут передал ее в мечеть в Зенице, где манускрипт прятали под полом. После войны книгу вернули в Земальский музей.
Книга долго хранилась в особом сейфе и крайне редко выставлялась, обычно не дольше, чем на несколько часов. В 1992 году Агаду собирались выставить в Испании на выставке, посвящённой 500-летию изгнания евреев, и застраховали на 7 миллионов долларов. Но с началом военного конфликта книгу перенесли в подземное хранилище банка и никуда не послали.
После войны книгу отреставрировали на средства ООН, а в 2002 году для неё создали особые условия: Агаду держат в камере под стеклянным колпаком с заданным микроклиматом. Нужный микроклимат поддерживают и в помещении, где стоит камера. Освещение там особое, чтобы краски и чернила не выцветали.
Агада написана на телячьем пергаменте и украшена медью и золотом. 142 листа пергамента сшиты в тетради по 8 и 12 листов и переплетены в козью кожу. Первые 34 страницы иллюстрируют еврейскую историю, от сотворения мира до смерти Моисея. На многих страницах заметны винные пятна – ее явно читали на пасхальных седерах на протяжении веков. Дальше идет рассказ о египетском рабстве и освобождении из него, тоже богато разукрашенный декоративными элементами. В конце – пасхальные молитвы, отрывки из Талмуда и другие пасхальные тексты.
В 2006 году было выпущено факсимильное издание Агады, которое тут же стало библиографической редкостью. Тираж составил 613 экземпляров по числу заповедей в иудаизме.
Сараевская Агада — одна из самых ценных книг в мире. Недавно ее оценили в 700 миллионов долларов США.
С Коркутом связана еще одна еврейская история. В апреле 1942 года он спас от нацистов молодую еврейскую девушку Миру Папо. Мира была членом "а-Шомер а-Цаир" (молодых стражей), социалистического сионистского молодежного движения, и участником Сопротивления Тито, пока тот не начал выгонять его еврейских членов. Коркут прятал ее у себя дома, выдавая за мусульманскую служанку, а затем отправил к своим родственникам на побережье Далмации, где она оставалась до конца войны.
После войны Коркут был арестован и предан суду за предполагаемое сотрудничество с фашистами. Мира, опасаясь за свою жизнь (вполне реальное опасение), не выступила и не дала показаний в его защиту. Коркут был отправлен в тюрьму, но в конечном счете освобожден.
Много лет спустя, уже переехав в Израиль, Мира рассказала свою историю сотрудникам Яд ва-Шем и добилась того, чтобы Коркут был включен в список Праведников народов мира.
В 1998 году началась этническая чистка в Косово. Дервиш Коркут уже умер, но его внучку Ламию и ее мужа отправили в лагерь беженцев в Сербию. С помощью главы местной еврейской общины, которому показали копию показаний Миры в Яд ва-Шем, пара была освобождена из лагеря беженцев и переправлена в Израиль, вскоре за ними последовали их дети. В Израиле их принял Давор Бакович, сын Миры Папо.
История о том, как Дервиш, мусульманин, спас Миру, а Мира, еврейка, спасла Дервиша — это история о том, что все возможно, если люди готовы слушать друг друга.
Телеграм-канал писательницы — t.me/omkromer