Недавно в социальных сетях появился рассказ новой репатриантки из бывшего СССР о том, что ее 12-летний сын отказывается ходить в школу из-за травли и унижений со стороны группы, как она их назвала, "учеников из Африки". Женщина утверждает, что уже не раз говорила с учителями и директором, но те не предприняли никаких мер, чтобы остановить травлю. В конце поста она обращается к старожилам Израиля за советом, что делать в этой ситуации: обращаться в полицию или переводить ребенка в другую школу?
Петр ЛЮКИМСОН
Как ни странно, у многих репатриантов со стажем вместо сочувствия этот пост вызвал возмущение. Авторы комментариев поспешили обвинить молодую женщину в расизме. Ей пеняли на то, что она, написав про Африку, таким образом, сделала акцент на цвете кожи обидчиков сына, хотя, дескать, хулиганы имеются в любой общине, и зачинщиками травли вполне могли быть и выходцы из той же России или Украины. С последним доводом трудно не согласиться: могли бы. Но поспешившие с обвинениями предпочли не заметить того, что автор поста подняла серьезнейшую общественную проблему, о существовании которой они, возможно, просто не знают.
А между тем, проблема существует и хорошо знакома как полиции, так и всем, кто так или иначе сталкивается с незаконными мигрантами из Судана и Эритреи и их детьми. Сегодня уже не только в Южном Тель-Авиве, но и в Рамат-Гане действуют настоящие банды из детей мигрантов 12-16 лет (иногда и старше), которые в полном смысле слова терроризируют не только сверстников, но и взрослых. При этом они даже не особо скрываются: почти у каждой банды есть свой аккаунт в "ТикТоке" или других социальных сетях, на которых они выкладывают видеоролики с очередными своими "подвигами".
Одно из нападений такой банды получило широкую известность, благодаря публикации в СМИ. Речь идет об инциденте в квартале а-Тиква в прошлый Йом-Кипур: к 10-летней девочке, которая каталась на самокате, подошли четверо или пятеро детей из Судана и потребовали, чтобы она убиралась, так как это их улица, их район и их страна. Девчонка оказалась патриоткой и заявила в ответ, что страна эта – ее, здесь живут евреи, а дети из Африки в ней только гости. В ответ те не просто сломали ее самокат, но повалили на землю и начали избивать ногами. На крики ребенка выбежала мать, однако линчеватели не обратили на ее увещевания и крики никакого внимания. Женщине с трудом удалось вырвать дочь из рук хулиганов и под градом камней увести в дом.
Но, как оказалось, на этом инцидент не закончился. Вскоре возле дома появились уже десять детей суданцев — жители Южного Тель-Авива отлично научились отличать мигрантов из Судана от их собратьев из Эритреи – и стали забрасывать его камнями. Женщина вызвала полицию, та через какое-то время появилась, но когда полицейские попытались задержать детей, те бросились врассыпную. А поскольку они отлично знают все напоминающие лабиринт местные улочки и переулки, задержать никого не удалось. Женщина посоветовалась со знакомыми, стоит ли подавать жалобу в полицию, и те дружно порекомендовали этого не делать, поскольку, дескать, полиция вряд ли может как-то воздействовать на суданских детей, а вот дети могут отомстить, да еще как!
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
История, которая произошла недавно в квартале Шапира, показала, что это был правильный совет. Здесь по дороге из школы девочку 12 лет стала окружать компания юных суданцев. Девочка успела позвонить матери, и та поспешила навстречу дочери вместе со старшим сыном. Кончилось тем, что всех троих повалили на землю, отобрали телефоны, избили палками и даже применили слезоточивый газ и электрошокеры. Кто-то из прохожих вызвал полицию, и дальше все произошло, как в квартале а-Тиква: подростки-мигранты побросали в полицейских камни и разбежались, как тараканы по щелям. Избитая вместе с детьми женщина подала жалобу в полицию, но та закрыла дело, едва открыв его, за неимением фигурантов. Зато юные бандиты разузнали адрес этой семьи и стали являться к ее дому посреди ночи с камнями. А по утрам они встречали детей, когда те выходили в школу, и женщину, отправляющуюся на работу. Дело дошло до того, что каждое утро муж развозил жену и детей, а затем привозил их домой.
В последнее время подростковые группировки африканцев терроризируют посетителей рамат-ганского парка "Леуми", излюбленного места отдыха жителей этого города. В Рамат-Гане же произошла одна из самых печальных историй, связанных с деятельностью таких группировок: они напали на 15-летнего подростка, отобрали у него мобильный телефон и электросамокат и избили так, что он потерял сознание, а очнувшись, с трудом добрался домой. По словам матери мальчика, с этого начались все беды их семьи. У сына, который был круглым отличником, посещал несколько кружков и учителя прочили ему большое будущее, явно что-то произошло с психикой. Он перестал посещать школу и вообще боялся выходить из дома, предпочитая целыми днями лежать на кровати и смотреть в потолок. Навестившая подростка школьный психолог убедила его вернуться к учебе, но тот, походив неделю, снова замкнулся в себе, и наладить с ним какой-то контакт у родителей не получалось. Через некоторое время парнишка вдруг начал уходить из дома по ночам и возвращаться под утро. Где именно он пропадает и чем занимается, отвечать отказывался. До тех пор, пока родителям не позвонили из полиции и попросили срочно приехать. Как выяснилось, сын связался с компанией наркоторговцев и занимался распространением наркотиков в Тель-Авиве. Все шло к его заключению в КПЗ, но родителям удалось умолить отпустить их чадо под домашний арест, а затем подыскать ему место в школе-интернате. Как потом мальчик признался родителям, только в компании новых друзей он чувствовал себя в полной безопасности: знал, что стоит кому-то на него напасть, и по его звонку тут же явится десяток ребят на мотоциклах и с бейсбольными битами. А их мигранты действительно боятся.
Кстати, по поводу избиения парнишки была подана жалоба в полицию, но, как уже догадался читатель, без всякого результата.
Основатель Центра государственной политики по отношению к нелегальной эмиграции в Израиль адвокат Йонатан Якубович утверждает, что речь идет о давно и хорошо известном правоохранительным органам, судам, миграционным службам, правозащитным организациям и всем другим заинтересованным инстанциям явлении. Уже на данном этапе оно представляет серьезную угрозу для израильского общества, но трудно представить, что будет, когда малолетние бандиты подрастут и пополнят ряды суданской и эритрейской организованной преступности, которая правит бал на улицах Южного Тель-Авива. Администрация школ, в которых учатся дети мигрантов, утверждает, что их боятся не только сверстники, но и учителя, справиться с ними законными способами не получается, а попытки воздействовать через родителей безрезультатны – те просто не являются по вызову. Одно из решений проблемы директора и учителя школ видят в том, чтобы сократить концентрацию детей мигрантов в учебных заведениях, разбросав их по школам всего Тель-Авива, включая его северные районы. Но жители этих районов категорически против такого решения, и их можно понять.
Социологи, занимающиеся данной проблемой, видят ее корень в том, что нелегальные мигранты из Африки принципиально не желают, чтобы их дети интегрировались в израильское общество и воспринимали его культурные и этические коды. Все рассказы о столкновениях с этими детьми показывают: родители внушают им, что они должны стать хозяевами, по меньшей мере, в районах своего проживания, а желательно — и всей страны.
В мэрии Тель-Авива-Яффо говорят, что ежегодно на нужды "ищущих убежища жителей Судана и Эритреи" — именно под этим эвфемизмом фигурируют мигранты во всех муниципальных документах — из ее бюджета выделяется 5 млн шекелей. Эти деньги идут на содержание детских садов, помощь безработным и наркоманам, а на оплату труда психологов и соцработников, которые могли бы работать с детьми, остается совсем немного. Да и захотят ли дети с ними контактировать?.. В полиции признают, что задержать членов детских и подростковых ОПГ мигрантов удается не часто – слишком умело они разбегаются. Да и когда удается, у блюстителей порядка практически нет рычагов воздействия на детей младше 13 лет.
Йонатан Якубович видит единственный действенный выход из сложившейся ситуации в усилении борьбы с преступностью граждан Судана и Эритреи и начале массовой кампании по выдворению на родину или в другие страны хотя бы тех, кому никакого убежища по международному законодательству не положено. А таковых, по его словам, подавляющее большинство. Но, как известно, и Верховный суд, и судьи нижних инстанций придерживаются по данному поводу иной, куда более либеральной и гуманной позиции, на корню пресекая любые попытки депортации мигрантов. А протесты против засилья мигрантов в Южном Тель-Авиве либо игнорируются, либо наказываются – достаточно вспомнить недавний приговор лидеру "Фронта за освобождение Южного Тель-Авива" Шефи Паз за оставленные ею и двумя соратниками граффити на стенах детского сада для детей мигрантов. Но, конечно, куда легче просто до времени не замечать эту проблему. А заодно клеймить тех, кто обращает на нее внимание, как расистов.
* * *
Уже после того, как это материал был подготовлен к печати, стало известно, что организация "Центр израильской иммиграционной политики" на основе подписанной сотнями жителей Южного Тель-Авива петиции обратилась в суд с требованием лишить мигрантов из Эритреи автоматического права на защиту государства и депортировать тех из них, кто ассоциирует себя с правящим в их стране режимом. Главный аргумент подателей иска — прямая связь между сторонниками режима и посольством Эритреи, которое недавно внесло залог в 80.000 шекелей за двух своих сограждан, задержанных по подозрению в участии в беспорядках в Южном Тель-Авиве. Гарантийное письмо ставит под вопрос утверждения мигрантов о том, что в Эритрее им якобы угрожает опасность.
В иске подчеркивается, что на протяжении последних двадцати лет Государство Израиль позволяло незаконно проникшим в страну гражданам Эритреи находиться на своей территории под предлогом опасности. В то же время многие мигранты вернулись в Эритрею без риска для жизни. Кроме того, многие эритрейцы в Израиле открыто объявили себя сторонниками режима, от которого они якобы спасаются. На почве конфликта между ними и противниками режима в Тель-Авиве не раз шли настоящие побоища, в том числе с человеческими жертвам. В иске также приводятся выдержки показаний в суде одного из мигрантов, признающегося, что поддерживает режим и живет в Израиле исключительно из экономических соображений. Между тем, явное сочувственное отношение израильских судей именно к выходцам из Эритреи побуждает многих нелегалов из других африканских стран выдавать себя за эритрейцев, чтобы получить в Израиле режим наибольшего благоприятствования.
Надо заметить, что это не первая попытка "Центра израильской иммиграционной политики" и его основателя Йонатана Якубовича положить конец абсурдному отношению государства к нелегальным мигрантам из Африки, и вряд ли она будет более удачной, чем предыдущие.
"Новости недели"