Ощутить боль полностью и выкарабкаться из бездны горя

0

Раввин Лео Ди: "Дорогой Ярден Бибас, вот уроки, которые я усвоил с тех пор, как террористы убили мою жену и дочерей"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Ты вряд ли запомнил меня во время твоей шивы, поскольку более 10 тысяч человек пришли утешать тебя в трауре по Шири, Ариэлю и Кфиру. Я обнял тебя и сказал:

"Слов нет".

Это единственный посыл, который я был готов принимать от людей, пришедших на нашу шиву. Я потерял жену и двух дочерей в теракте два года тому назад в Иорданской долине. Ты выжил после 500 дней ада в туннелях хамасовского террора, и перешел на другой круг ада, когда узнал, что твоя драгоценная семья была разрушена. Когда речь идет о травмах, сравнивать нельзя, но быть может, есть уроки, которые я усвоил за прошедшие два года, и которые могут помочь тебе, сейчас и в течение последующих тяжких месяцев. Быть может, они будут полезны и для других людей, которым приходится переживать горе или травму.

Во-первых, как и мне, тебе наверняка дадут транквилизаторы и снотворные, чтобы пережить первые несколько недель горя. Я без них просто не мог дышать. Но когда прошло шесть недель, я понял, что они стали помехой моему восстановлению, и начал срочно искать специалиста по иглоукалыванию. После пары сеансов я прекратил принимать лекарства, и сумел дышать и спать без них. Я рекомендую тебе попробовать поступить так же. Я считаю, что на определенном этапе необходимо ощутить боль полностью, чтобы начать выкарабкиваться из бездны горя, в которой ты находишься.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Во-вторых, как и мне, тебе наверняка назначат регулярные сеансы с самыми лучшими психологами. После десяти таких сеансов я отказался от них. Отказался потому, что как выяснилось, перед каждым сеансом у меня начиналась паника; в течение сеанса я рыдал; и чувствовал себя несчастным еще несколько дней после него, пока не наступал срок нового сеанса. На самой первой встрече мой психолог сказал:

"Я никогда не сталкивался с чем-то похожим на твою травму, и в справочниках нет ничего похожего. Давай учиться вместе".

Я выяснил, что психотерапия мне не поможет. Быть может, если бы у меня была глубоко укоренившаяся тревожность, вызванная каким-то переживанием в молодости, то беседа о ней с кем-то была бы полезной и позволила бы вскрыть источник моей боли. Но я и так знал, в чем источник моей боли, как знаешь это ты. Мне не нужно было еженедельно обсуждать это с посторонним человеком.

Итак, что же мне помогло? Друзья и семья. Мне повезло, что в моей общине в Эфрат люди знали, что нужно делать. Мне назначили секретаря на время шивы; она принимала за меня все звонки и организовывала мой график в течение многих недель, плотно набивая каждый мой день встречами с людьми, которые хотели побеседовать, взять у меня интервью, или как-то задействовать меня в своих проектах. Это было спасением. На протяжении недель или месяцев ты, скорее всего, будешь не в состоянии организовывать свою жизнь и справляться со своим чудовищным "статусом знаменитости", поэтому как можно скорее найди человека, который будет тебе помогать (быть может, один из твоих друзей, читающих это, может взять на себя эту роль).

Другие мои друзья тоже сразу начали действовать. Они не говорили "позвони мне, если понадоблюсь". Они говорили "я буду у тебя в понедельник в 14:00. Каждый понедельник в 14:00". И они продолжают это делать. Два года спустя у меня есть семеро друзей, с которыми я вижусь каждую неделю, чтобы вместе гулять, учиться и беседовать. Эта структура неоценима. Если эти строки читает близкий друг Ярдена – пожалуйста, назначь время для ежедневных встреч с ним с этого момента. Ты станешь для него спасением.

Я советую научиться справляться с триггерами. Триггеры будут окружать тебя со всех сторон. Это вещи, которые напоминают о том, что у тебя было в прошлом, и вызывают слезы. В нашем положении триггером является практически все. Ты входишь в свой пустой дом (или террористы разрушили его?), и твоей жены там нет. Если во время обеденного перерыва на работе ты брал в руки телефон, чтобы позвонить Шири – это время суток становится триггером. Наступает конец дня, когда, быть может, ты забирал Ариэля из детсада, и этот момент – тоже триггер. Оказаться в месте, где ты был с семьей, даже просто вести автомобиль без детских сидений сзади – все это тоже может служить эмоциональным триггером.

Как нам жить, когда эти воспоминания постоянно выбивают нас из колеи?

Это очень тяжело. Вот несколько уроков, которые усвоил я. Во-первых, поменять прошлый порядок жизни на новый. Если есть возможность – уйти с работы и найти что-то другое. Новое место, новый порядок жизни с меньшим объемом воспоминаний. Во-вторых, когда речь идет о ситуациях, которые нельзя изменить, знай, что первое столкновение с ними будет очень тяжким. Второе – менее тяжким. На третий или четвертый раз стресс будет уже не таким сильным. Будь храбрым, оно того стоит.

И последнее: знай, что Шири, Ариэль и Кфир находятся в хорошем месте. Они сидят рядом с Престолом Славы Всевышнего, на уровне, которого не достигают даже жившие во все времена раввины и праведники, не погибшие ради "Кидуш а-Шем" (Освящения Имени Всевышнего). Они улыбаются тебе сверху и желают тебе счастья. Пройдет сотня лет, и ты присоединишься к ним, и получишь возможность высказаться перед Всевышним и потребовать объяснений. Пока же тебе, как и мне, необходимо жить с осознанием, что мы находимся здесь для того, чтобы еще чего-то достичь.

Используй свое время для того, чтобы хранить память о них живой. Во время моей шивы я чувствовал сердечные объятия 15 миллионов евреев со всего мира. Во время твоих похорон и шивы, сотни миллионов людей по всему миру заключали тебя в объятия. Города освещались оранжевым цветом, символизирующим твою утрату. Ты был избран, чтобы принести весть всему человечеству. Все, что ты будешь делать с этого момента, будет посвящено памяти Шири, Ариэля и Кфира.

Хочу благословить тебя тем, что спустя время, когда ты будешь вспоминать своих драгоценных жену и детей, этому будут сопутствовать не слезы, а улыбка. Ты будешь улыбаться, зная, что все, чего ты достигаешь в жизни, идет им в заслугу – а ты достигнешь многого. Наши трагедии не имеют ни объяснения, ни оправдания, но ты найдешь новый смысл в своей жизни и новую надежду на будущее, и это будет поддерживать тебя.

Одним из символов еврейского народа является оливковая ветвь, и мы похожи на плоды оливы, потому что когда нас раздавливают, мы превращаемся в оливковое масло – нечто гораздо более ценное по сравнению с нами прежними. Пусть ты уподобишься оливе, а память о Шири, Ариэле и Кфире живет вечно в сердцах всех хороших людей на свете, и твоя любовь к ним станет благословением для нас всех. Амен.

* * *

Ярден Бибас — житель кибуца Нир-Оз, который был похищен палестинскими боевиками 7 октября 2023 года вместе с женой Шири и их двумя сыновьями Кфиром (9 месяцев) и Ариэлем (4 года). Террористы освободили Ярдена 1 февраля 2025 года во второй сделке, обменяв его на десятки осужденных за террор палестинских заключенных. Шири, Кфир и Ариэль были жестоко убиты исламистами в секторе Газа осенью 2023 года.

Раввин Лео Ди — житель поселения Эфрат. 7 апреля 2023 года террористы в Иорданской долине расстреляли автомобиль, в котором на пасхальный отдых в Тверию направлялись его жена Лея (Люси) Ли и их совместные дочери Майя (20) и Рина (16). Девушки умерли на месте, их мама скончалась в больнице через три дня.

Опубликовано на английском языке в издании The Jewish Chronicle, перевод Ильи Елина

9tv.co.il

Посмотреть в лицо трагедии

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий