"Израильская Буча": жители кибуца Кфар-Аза переселяются к соседям в Рухаму
Владимир ПЛЕТИНСКИЙ
Фото автора
Продолжение цикла репортажей, начатого в публикациях "Как капли крови нынче анемоны…" и "Ужас убитого уюта"
Кибуц Кфар-Аза едва не погиб дважды. В мае 2008 года один из кибуцников был убит из гранатомета. Все предыдущие обстрелы из Газы не были столь фатальными и люди еще на что-то надеялись. Но эта смерть стала последней каплей крови для многих соседей погибшего, которые приняли решение покинуть Пригазье. Казалось, настало время хоронить весь проект. Но кто-то не уехал, кое-кто вернулся – и поселок возродился.
В "черную субботу" "мирные жители" Газы во главе с хамасовцами ворвались сюда и устроили бойню. Выбив террористов, израильские силовики обнаружили десятки убитых – у многих были связаны руки за спиной, отрублены головы, на телах – явные следы издевательств и пыток.
А в момент атаки отряд самообороны во главе с проживавшим здесь генералом дал бой бандитам. Увы, силы были неравны, а до оружейной комнаты кибуцники добраться не успели…
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Мои коллеги, побывав здесь, сравнили произошедшее в кибуце Кфар-Аза с резнёй в украинской Буче.
Разрушения таковы, что жить здесь пока что невозможно. Поэтому при помощи "Керен кайемет ле-Исраэль" в расположенном неподалеку кибуце Рухама построили городок для временных переселенцев, которые рано или поздно намерены вернуться в отстроенный заново поселок Кфар-Аза. И тогда эти каравиллы, состоящие из 3-4-5 комнат, будут переданы молодым семьям Рухамы.
Восьмидесятилетний Ицхак Мор, которого все зовут Пицо, во время атаки на его родной кибуц 27 часов просидел вместе с женой в защищенной комнате — "мамаде". Он поведал историю поселка Кфар-Аза, который в какой-то момент принял шведскую модель социализма, предусматривающую более здравый подход к производству и собственности.
Из девятнадцати похищенных газаватами жителей Кфар-Азы двоих — близнецов Гали и Зива Берманов – пока вызволить не удалось.
— Мы приняли решение: пока наши близнецы не вернутся, полное восстановление кибуца невозможно, — говорит Мор.
Но даже после их возвращения – дай Бог живыми! – до переселения в родные стены пройдут годы. Не менее четырехсот зданий придется отремонтировать, а то и отстроить заново. Жители Рухамы, радушно принявшие соседей, разумеется, выгонять их не собираются.
Как рассказал Игаль Ясинов, проект строительства в Рухаме был не так уж прост. Пришлось преодолеть бюрократические преграды, что оказалось делом нелегким. Потом надо было передвинуть огромный песчаный холм, на месте которого и построили сотни домиков со всей необходимой инфраструктурой. Сам процесс строительства занял лишь три месяца.
— Наш кибуц всегда был местом радости, — говорит Пицо. – И вернувшись туда, мы собираемся просто жить, а не существовать в рамках мемориала. Для скорби же мы намерены выделить десять дней в году – в октябре, когда будем отмечать годовщину трагедии 7 октября.
Любопытно, что Мор нынче глава… Ватикана. Нет, не того, что в Риме, а своего, рухамского. Так назвали клуб для кибуцников, в котором нам довелось побывать. В этом названии – игра слов: "ватик" — старожил, "кан" – здесь.
Кибуц Рухама, первое еврейское сельскохозяйственное поселение в Негеве, основанное в 2011 году, заслуживает отдельного рассказа. В том числе о том, какое отношение к нему имел… Лоуренс Аравийский. Упомянем лишь несколько фактов.
Выкупленная у арабов земля вплоть до Первой мировой войны была единственной территорией, находившейся в этом районе в еврейской собственности. Чтобы меньше зависеть от арабских соседей, вырыли 40-метровый колодец.
С тех пор поселок неоднократно подвергался бедуинским набегам, его разграбили и практически уничтожили арабские банды, но в 1944 году он возродился. Он подвергался бомбардировкам египетской авиации – и по сей день кибуцники с гордостью вспоминают, как сбили один из самолетов противника. Территория "А-Ришоним ба-Негев" – живое напоминание о былом.
Ныне Рухама – один из перспективных поселков Пригазья, в который ЕНФ-ККЛ вкладывает немалые средства. Здесь помимо прочего Фонд осуществляет программу "Ми-сикун – ле-сикуй" ("от проблем – к шансу / успеху") для трудных подростков. Первые поколения, воспитанные в рамках этой программы, уже отслужили или еще служат в ЦАХАЛе, сражаются в том числе в Газе, и сами обучают таких же ершистых ребят, какими были сами.
Напоследок хочется выразить благодарность за прекрасную организацию пресс-тура Игалю Ясинову, председателю совета директоров ЕНФ-ККЛ-Евразия Роберту Тивьяеву, а также Алёне Кац, Михаилу Фейгину и другим устроителям поездки.