Первый стартап Израиля

0

Как пламенные социалисты постарались умертвить мертвоморское дело Моше Новомейского – самый прибыльный и важный проект ХХ века в Эрец Исраэль

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Марина МАГРИЛОВА

Главное природное чудо и сокровище Израиля – конечно же, Мертвое море. В конце XIX века после посещения Святой Земли о потенциале Мертвого моря писал Теодор Зеэв Герцль, Давид Бен Гурион также говорил о нем, а Моше Новомейский превратил этот потенциал в самое рентабельное производство Израиля.

О чудесном составе Мертвого моря стало известно в результате исследований европейских геологов. В его воде поташа (карбоната калия) в 80 раз больше, чем в обычном море, брома — в 20 раз больше. Но в начале ХХ века еще не умели добывать минералы из воды. Придумал способ получения минералов из воды Моисей Абрамович Новомейский – он решил использовать жаркий климат Мертвого моря, а добыча шла путем выпаривания воды последовательно в нескольких мелких бассейнах. Первой осаждается обычная поваренная соль. Вода после этого перекачивается в другой бассейн, где осаждается следующее вещество, и так далее. Однако, чтобы опробовать эту идею, необходимо было приехать и создать на берегу мини-бассейны, соединенные друг с другом.

Первый визит Моше состоялся еще в 1911 году, тогда же им было принято решение о переезде, но в 1914 грянула мировая война… Новомейский ждет, он увлекается идеями революции, попадает в Петербурге в тюрьму, где проводит около полугода, из тюрьмы возвращается домой, в Сибирь – Новомейский был инженером и успешным промышленником, владельцем приисков в Забайкалье.

Только в 1920 году он смог наконец-то добраться до Эрец Исраэль. Еще один сибиряк, Мося Лагоцкий, стал тем, кто согласился по просьбе Новомейского попробовать добыть из воды поташ. В конце жизни Моше Новомейский выпустил книгу с описанием ежедневных побед — "От Байкала до Мертвого моря".

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

В начале производство финансировали богатые евреи, а также еврейское агентство Сохнут через подставных лиц, тайно от англичан. В дальнейшем подтянулись серьезные банкиры Англии: компаньон Новомейского был из семьи банкиров и имел связи в банковском бизнесе.

Мося Лагоцкий привез из Сибири первых рабочих, таких же, как и он, крепких и устойчивых… В фильме в центре приема посетителей в местах "боевой и трудовой славы" бывших сибиряков хорошо показаны проблемы первопроходцев. Но кроме сложностей на месте были еще проблемы с получением права на добычу минералов из Мертвого моря, то есть лицензии от властей Великобритании, владевшей тогда мандатом на Палестину. Англичане не хотели отдавать еврею эти права, тем более были и другие кандидаты, однако случилось невероятное: в середине 1929 года разрешение колониальных властей было получено, а в 1930 завод уже начал работать!

Первая очередь того, что мы сейчас знаем как «Заводы Мертвого моря», была создана в северной части водоема в соответствии с идеей Новомейского: в течение двух недель на дно первого бассейна оседает простая соль, далее из остатков, перелитых в следующий бассейн, добывают «карналлит», в третьем бассейне продолжается выпаривание, после чего остается белый порошок – поташ.

Уже в 1931 году добыча поташа превышает все прогнозы, и заказы продолжают расти! Площади бассейнов для выпаривания уже недостаточно для все увеличивающегося спроса. Моше Новомейский решается на создание южных бассейнов в районе горы Сдом. Это было очень не просто, знакомой нам дороги не было, Мертвое море подступало к отвесным скалам, и добраться до его южной части можно было только по воде; летняя страшная жара под 50 градусов в тени, отсутствие источников пресной воды, все это превращало район горы Сдом в ад, в лучшем случае – это «край мира и конец света». Кто поедет в такие условия? Только идеалисты, готовые терпеть ради светлого будущего.

Моше знал одного такого идеалиста, он уговорил воинствующего социалиста, Йехуду Альмога (Копелевича), возглавить группу таких же отчаянных сионистов, нарисовав им картину будущего еврейского поселения под горой Сдом. Создать в этих тяжелейших условиях производство и поселок для работников – настоящий сионизм в действии. При англичанах создавать новые поселения евреям было запрещено, но у Моше Новомейского были связи и опыт в общении с властями. На территории его заводов уже существовал кибуц Бейт Арава (с 1933 года), который Моше сумел защитить, объяснив британским чиновникам, что эта коммуна выращивает овощи для работников завода.

В 1934 был построен лагерь для работников под горой Сдом, там, где сегодня находится центр приема посетителей. Уже в 1935 году начинается продажа произведенной на юге продукции заводов. На кораблях, после восьмичасового плавания по Мертвому морю, добытый из южных бассейнов карналлит доставлялся в северную часть заводов. Там он превращался в поташ, все перегружалось в мешки, доставлялось в Иерусалим, а оттуда в порт Хайфы и в Европу. Поташ использовался при производстве взрывчатки, а бром для создания топлива самолетов.

Под горой Сдом на заводе одновременно работали 400-450 еврейских работников, столько же арабов (по условиям полученного от Британии разрешения). Арабы жили в другом лагере, отдельно, в километре от первого лагеря. Но как накормить тысячу человек ежедневно? Да еще в месте, абсолютно оторванном от цивилизации?

Сафи – бедуинский поселок на берегу библейской реки Зеред, впадающей в Мертвое море с востока. Там завод покупал овощи и воду. Была проведена труба 6.5 км от источника к заводам, она пересекала Мертвое море и накачивалась насосами в водонапорную башню на скале над сегодняшним шоссе, а оттуда шла в трубы и краны. Остальные продукты доставляли из Иерусалима в северные заводы и оттуда на кораблях в Сдом. Как сохранить продукты в адскую жару? С помощью генератора ежедневно делали 18 огромных блоков льда, который использовался для хранения продуктов.

Однако вернемся к Йехуде Альмогу. Он очень повлиял на судьбу заводов Мертвого моря. Обещание, данное Альмогу, Моше Новомейский выполнить не смог – в районе горы Сдом до сих пор нет и, вероятно, не будет еврейского поселка, но есть кибуц Альмог, созданный в северной части Мертвого моря после Шестидневной Войны и названный в честь Йехуды Альмога. А в районе сегодняшнего кибуца Калии с 1933 до 1948 жили сотрудники и кибуцники Бейт а-Арава.

Сложные отношения между Моше Новомейским и кибуцниками, носителями коммунистических и социалистических идеалов, привели к тому, что Йехуда публично обвинил Моше во всех смертных грехах. Альмог писал в газетах, что Новомейский – предатель, капиталист, эксплуататор, что он договорился с арабами и хочет оставить завод на территории Иордании…

После решения ООН от 29 ноября 1947 года, когда стали известны предполагаемые границы государства Израиль, заводы Новомейского оказывались вне территории будущего государства. Новомейский успел договориться с иорданским королем о том, что заводы будут экстерриториальными, а работники, евреи и арабы, будут уходить каждый в свою страну по окончании рабочего дня. Это могло стать реальностью, но… в канун провозглашения независимости против Новомейского началось расследование, его обвинили в предательстве интересов сионизма, в шпионаже в пользу арабов и англичан, в капитализме, в том, что Новомейский наполняет свои карманы из природных ресурсов, принадлежащих всем жителям Палестины…

Инициатива всех этих обвинений принадлежала Йехуде Альмогу, тому самому, в честь которого назван кибуц… Именно он своими статьями про Моше Новомейского помешал восстановлению заводов после Войны за Независимость. Недаром Йехуда Альмог похоронен в Кфар Гилади, он и его жена были большими друзьями Исраэля Шохата, основателя «а-Шомер», который славился своими социалистическими взглядами и воинственным отношением к политическим противникам.

Ко времени провозглашения Независимости половина всего поташа Великобритании приходила с заводов Новомейского. На грузовиках в Иерусалим, оттуда по железной дорогое в Хайфу и дальше морем. На юге Мертвого моря производство было даже проще, там море было очень неглубоким, и процесс испарения воды шел быстрее. Англичане были настолько заинтересованы в результате, что построили специальную дорогу, соединяющую Иерусалим и заводы Мертвого моря в обход трудных поворотов древний римской дороги. По условиям договора с англичанами на заводах работали поровну евреи и арабы, кибуцники и простые рабочие. Все погромы, сотрясавшие землю Израиля, обошли заводы стороной.

Просуществовал кибуц Бейт а-Арава недолго, до 20 мая 1948 года. После провозглашения Независимости и резни, которую устроили арабские феллахи в поселениях Гуш Эциона, было принято решение эвакуировать всех евреев с территории заводов, причем, несмотря на подписанное Абдаллой, королем Иордании, соглашение, которое Моше Новомейский, увы, не успел подписать у Давида Бен-Гуриона. По дороге на встречу с Бен-Гурионом Моше попал в аварию, был доставлен в больницу и… потерял контроль над ситуацией.

Все евреи, находившиеся на территории заводов, включая кибуцников, уплыли и укрылись в южной части заводов, под горой Сдом. Более полугода они жили там, отрезанные от мира. Все хозяйство заводов и кибуца было брошено на разграбление арабскими полчищами… Как жена Лота оглянулась когда-то на гибнущий Сдом, так все 700 человек смотрели на пожар, который поднимался все выше над заводом и процветающим хозяйством кибуца… Там до сих пор пустыня, ничего не растет, и только границы высохших бассейнов выпаривания и разрушенные стены от домов напоминают, что так было не всегда…

По окончании Войны за Независимость, после семи месяцев в осаде, во время операции Увда, наконец-то освобождены все те, кто уплыл с обреченных северных заводов. 75-летний Моше Новомейский пытается восстановить производство на юге, под горой Сдом. Он едет в Европу в поисках спонсоров, а в это время в Израиле его продолжают поливать грязью, клеветать на него, и потенциальные спонсоры понимают, что за Новомейским не стоит государство… Новомейский уехал из Израиля, он умер за границей, в Париже. А его враг, Йехуда Альмог, в 50-е годы стал главой местного совета Тамар.

Марина Магрилова (более известная в репатриантских массах под фамилией Воробьева — глава компании Guide21, известный гид, автор многих статей о Израиле и соавтор двух путеводителей, руководитель программы «Израиль: еврейский взгляд»

От диких степей Забайкалья до Мертвого моря пройдя…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий