Что же это за пирог такой — лейках?
Ирина АФРЕМОВА
Как-то пыталась я рассказать друзьям-сабрам, то есть родившимся в Израиле, что же это за пирог такой – леках (или на ашкеназите – лейках; кое-кто называет его еврейской коврижкой).
Даже испекла к Рош а-шане, принесла на работу, чтобы попробовали.
Пирог понравился. Но все дружно сказали, что это не леках.
Я тогда не поняла, объяснила мне волонтерша, женщина пожилая, приехавшая в Израиль лет пятьдесят тому назад, а может быть и больше.
Она, взяв кусочек пирога, закатила глаза, наверное, не от того, насколько вкусен был леках, а от воспоминаний.
Лейках — это же на идише. Это пирог из галута, из ашкеназийской еврейской кухни местечек.
Леках же израильский называется "угат дваш" (медовый пирог) — это совсем другой пирог, ближе к бисквиту, даже по виду и цвету вовсе не такой, как на большом противне, который вытаскивала из духовки моя бабушка.
Тот самый, без которого не обходился ни один конец поста в Йом Кипур.
Тот леках, наш семейный, можно было испечь заранее. Он почти не черствел, и мне казался через несколько дней даже вкуснее, чем только испеченный.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Прежде чем вдаваться в нюансы приготовления пирога, надо сказать, что продукты, которые были на кухне моей бабушки, это не совсем те, которыми я пользуюсь на своей.
Интересно, как бы поджала губы моя бабушка, если бы прочла в рецепте слова "пекарский порошок".
Точно бы громко хлопнула дверью и сказала бы: пеките сами!
Наверное, если бы попробовала наш магазинный мед, тоже была бы недовольна. Да и яйца, наверное, забраковала бы.
Дело в том, что к празднику продукты бабуля покупала на рынке. Особенно для этого вот пирога, простого и сытного, но, по-видимому, важного для неё.
Не было у нее ни коричневого сахара, ни крепкого кофе, которые упоминают в рецепте новые поваренные книги.
На столе перед тем, как готовить, бабушка выставляла продукты:
муку, яйца, рафинированное масло, сахар, корицу и соду. Иногда в доме был мускатный орех или имбирь, но эти продукты надо было "доставать" и получалось это не всегда. Так что, если было — добавляла, а не было, так и не надо.
Муки ржаной, а настоящий леках, конечно, пекли на ржаной, и вовсе не водилось в магазинах. Мука была одна, о том, что она может быть разная, я только в Израиле узнала. У нас была одна, в плотных из коричневой бумаги пакетах, прошитых сверху суровой ниткой по три килограмма.
Когда соседи спрашивали у бабушки рецепт, она доставала из толстой "Книги о вкусной и здоровой пище" вложенный туда листок из тетрадки, где её очень корявым почерком был записан рецепт. И говорила, что рецепт, мол, вот он, пожалуйста, только ничего у вас не получится.
Наверное, соседи обижались, а может, посмеивались.
Но бабуля была уверена, что получается этот пирог, только если правильно выбрать на рынке яйца, особенные с большим и очень желтым желтком и, главное, правильный мед. Он должен быть медом, а не сиропом, пахучим, тягучим. И такой правильный мед вряд ли сумеет кто-то кроме неё самой выбрать.
Приготовить лейках очень просто. Надо все эти яйца, масло, мед, соду, специи и муку перемешать. А потом просто вылить на глубокий противень и испечь.
Никаких изысков, а получалось очень вкусно.
Вечером, когда уже закончился пост Йом КИпера (так бабушка произносила), на столе, почему-то не в зале, а на кухне, на красивой фарфоровой тарелке с фиолетовыми цветочками лежали темные ромбы пирога, стоял на подставке чайник, для деда был готов стакан в подстаканнике, а бабушка пила чай из большой синей чашки.
Никакой больше еды не было. Были вот эти последние, оставшиеся еще с Рош а-шана куски лейкаха и крепкий чай…
Дома было тепло, а за окном осень, иногда дождь. И уже наготове были рулончики с бумажными лентами для заклейки окон на зиму.
Сегодня, если вдруг решу печь лейках, то, конечно, не совсем так, как бабушка. Вот мои ингредиенты:
Мука ржаная — 170 г
Сахар — 70 г
Сок одного апельсина
Мед — 200 г
Имбирь (молотый) — 1/2 ч. л.
Корица — 1 ч. л.
Масло растительное — 2 ст. л.
Сода — пол чайной ложечки и столько же пекарского порошка.
Яйцо куриное — 2 шт.