Город мастеров в Святом городе отмечает юбилей грандиозной выставкой
Владимир ПЛЕТИНСКИЙ
Фото автора
Вчера в столице открылась праздничная выставка в честь 40-летия со дня открытия уникальных Мастерских иерусалимских художников — места, где творят десятки живописцев и скульпторов. Завершит она работу 22 июня 2024 г., так что время посетить выставку еще есть.
Как рассказали художественный руководитель проекта Ли Шулов и кураторы выставки Хили Вартман-Мояль и Двир Шакед, экспозиция охватывает все пространство Мастерских. Здесь представлены работы около ста художников, работавших в этом месте на протяжении четырех десятилетий. По картинам, скульптурам, фотографиям и инсталляциям можно проследить за трансформацией культурного бытия в Иерусалиме и в израильском искусстве в целом.
На выставке представлены работы художников-ветеранов, среди которых самые известные — Джудит Саспортс, Давид Герштейн, Ицхак Левана, Ларри Абрамсон, Пинхас Коэн-Ган, Шарон Поликин, Шарон Балабан, Гэри Гольдштейн, Памела Леви, Ави Сабах, Маша Зусман, Шай Азулай. Есть и творцы помоложе, ныне они продолжают работать здесь же в студиях: Гастон Цви Ицковиц, Нета Мозес, Ханита Илан, Нив Гафни, Шани Авиви и другие.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Мастерские были основаны в далеко не самом благополучном районе Тальпиот по инициативе куратора этого проекта Йоны Фишера и Иерусалимского фонда культуры. Они стали первым субсидируемым рабочим пространством для людей творчества. На протяжении четырех десятилетий из этих мастерских вышли не только блистательные мастера, но и всеизраильски значимые явления: фестиваль «Манофим», журнал «Харма», десятки выставок, международные конференции и множество образовательных проектов.
Идея сегодняшней выставки родилась во время работы в архиве Мастерских, начатой десять лет назад.
Работы, представленные в залах и студиях, создавались во время пребывания каждого творца в Мастерских. Некоторые художники решили представить первую или последнюю работу, созданную ими в студии, другие представили то, что символизирует важный момент в художественной практике или мировоззрении. В некоторых из творений так или иначе присутствует и уникальное расположение Мастерских: стены, фасад, крыша здания, вид из его окон.
Подробности можно прочитать на сайте Мастерских artiststudiosjlm.org. А расположено это уникальное место на ул. Ауман, 26, 3-й этаж, промышленная зона Тальпиот.
Часы работы выставки: понедельник, вторник, четверг 10:00 – 16:00, среда 10:00 — 20:00, пятница и суббота 10:00 — 14:00.
* * *
Нам с женой как журналистам довелось увидеть выставку за пару дней до ее открытия. Ее создатели наносили последние штрихи, проверяли, все ли в порядке, выясняли, насколько экспонаты гармонируют друг с другом.
Разумеется, восприятие произведений искусства – дело вкуса. Кое-что очень понравилось, что-то вызвало недоумение, что-то заставило задуматься.
На мою Елену, например, произвела особое впечатление инсталляция со старым радиоприемником. Но это скорее личное:
— Помнишь, по точно такому же приемнику мой дедушка слушал "вражеские голоса"! – воскликнула она.
И в самом деле, это был уникальный радиоприемник. Волько Лейбович Шаульский, трепетно не любивший советскую власть, настроил этот аппарат только на две волны — "Голоса Америки" и "Коль Исраэль". Поймать "Маяк" или что-то другое московское было невозможно. Так моя благоверная и росла без "Пионерской зорьки".
Когда она подустала и решила присесть на подвернувшийся в одном из залов стул, коллеги остановили Лену:
— Ты что, не видишь, что этот стул плачет?
И в самом деле, это был не просто стул, а Стул плача. И он "мироточит", оплакивая жертв террора и павших воинов Израиля.
Оригинально выглядит нечто вроде лафета пушки в виде клетки с помещенными в нее старыми книгами.
По душе пришлись нам и хасиды в изображении художника Шая Азулая, с которым довелось перекинуться парой-тройкой фраз.
А безоговорочно нам, сторонникам классического искусства и импрессионизма, понравилась мертвоморская картина известного израильского художника, лауреата премии Музея Израиля Давида Герштейна. Он рассказал о том, как создавалась эта картина, о своем брате-близнеце Йони, который, в отличие от Давида, стал религиозным евреем – но при этом продолжил творить.
Герштейну, родившемуся в Иерусалиме сыну спасшихся от Холокоста польских евреев, 23 февраля нынешнего года исполнилось 80 лет. В Википедии ему посвящены статьи на различных языках, в том числе на русском. Именно ее я позволю себе процитировать.
Давид и его брат Йонатан Герштейн с ранних лет проявляли свое творческое начало. В возрасте тринадцати лет юного Дуду отправили в лагерь искусств в Иерусалиме, который он посещал несколько лет подряд. Позже он учился в Центре искусств Бейт-Цви в Рамат-Гане.
В детстве его тронули работы импрессионистов и более ранние направления в истории искусства. Он часто бывал в галерее неподалеку от своего дома и всегда стремился найти там выставленные новые картины.
В 1955 году, в возрасте 11 лет, Давид увидел в газете репродукцию картины Пабло Пикассо «Герника». Это творение пробудило его интерес к направлениям современного искусства, таким, как кубизм и экспрессионизм.
Во время военной службы он написал серию картин с изображением рыбацких причалов, лодок и пейзажей кибуца. А после демобилизации подал заявление в Академию искусств и дизайна "Бецалель" в Иерусалиме, где стал учеником Авраама Офека, который оказал заметное влияние на стиль Герштейна.
С раннего детства мечтая побывать в Париже, Давид отплыл во Францию и в 1966 году поступил в Высшую школу изящных искусств в Париже, а после печально известных беспорядков во Франции 1968 года, Герштейн переехал в Нью-Йорк и посещал классы Лиги студентов-художников, где изучал портретную живопись под руководством Уильяма Ф. Дрейпера и масляную живопись под началом Джейкоба Лоуренса.
В конце 1970-х он решил расширить границы двухмерной живописи до трехмерной, став таким образом пионером 3D-искусства еще до компьютерной эпохи. Он начал вставлять в свои картины изображения различных предметов, свободно стоящих в пространстве без традиционной прямоугольной рамки.
Это привело его к работе в деревянной скульптуре и использованию промышленных красок в качестве покрытия. Используя основные цвета и предметы из нашей повседневной жизни, он создал вариацию личного стиля поп-арта, который Герштейн определил как поп-арт второго поколения. Следуя по пути Роя Лихтенштейна, Тома Вессельмана и Дэвида Хокни, Герштейн также стремился создать свой личный пост-поп-арт стиль, оставив позади монохромную палитру масла и акварели, и вместо этого использовал яркие, ориентированные на дизайн цвета.
С 1980 по 1995 год он создавал в основном отдельно стоящие деревянные скульптуры, от которых позже отказался, когда обнаружил новую технологию. Именно он первым применил лазерную резку в искусстве и был первым израильским художником, использовавшим многослойные стальные скульптуры для стен.
Его произведения демонстрировались в музеях по всему миру, в том числе, само собой, в Музее Израиля, где его первая работа появилась в 1987 году. В 2016 году он выиграл премию Тайваня за художественное творчество. Его фигуры велосипедистов приобрел знаменитый велогонщик Ланс Армстронг. Они упомянуты в одном из романов Стивена Кинга. Созданная им композиция «Моментум» — самая высокая общественная скульптура Сингапура. Он создал более сорока крупномасштабных скульптур на общественных площадях в Израиле, Великобритании, Франции, Швеции, Италии, Китае, Южной Корее и других странах.
Но на выставке в Мастерских Герштейн, несмотря на известность, как и другие ее участники представлен только одной работой.