9 марта Юрию Гагарину исполнилось бы 90 лет. Некоторые факты из его жизни, которые вы можете прочитать сегодня, широкому читателю не особо известны
Владислав КАЦ
Фото из архива автора
Юрий Алексеевич Гагарин был увлекающимся человеком. При этом он никогда не ограничивался каким-то одним увлечением, а буквально хватался за всё, что казалось ему интересным. О такой особенности его натуры биографы космонавта зачастую умалчивали.
За время подготовки к первому космическому полёту старший лейтенант Гагарин Ю.А. «проявил себя человеком спокойным и жизнерадостным» — дословно засвидетельствовано в его служебной характеристике.
По мнению людей, хорошо знавших космонавта Гагарина, он был «заводным» мужиком во всём, чем бы ни занимался. Сам заводился с пол-оборота и других заводил. С одинаковым азартом гонял шайбу, катался на водных лыжах, играл во все игры с мячом, включая водное поло, ловил рыбу в реках, прудах, озёрах, морях и океанах, охотился на птиц и диких животных, безумно обожал бильярд, лихо управлял катерами, мотолодками, а также автомобилями разных марок. И не обходил своим вниманием представительниц прекрасного пола. Без натяжки Гагарина можно отнести к категории азартных людей. Их отличают одержимость и неуёмное стремление рисковать.
Желание полетать на самолёте привело однажды Юру Гагарина в Саратовский аэроклуб. По его собственному признанию, он готов был летать круглые сутки. Какие чувства обуревали Гагарина в те минуты, когда он находился за штурвалом самолёта, сказать трудно. Другое дело — Юрий Гагарин за рулём автомобиля. Многие люди из его близкого окружения, отмечали, что Гагарина возбуждала скорость. Безусловно, не его одного. Сколько лётчиков, положив руки на руль, мгновенно забывали, что автомобиль – не самолёт, и рефлекторно тянули на себя баранку.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
До 1961 года у старшего лейтенанта Гагарина в личной собственности не было ни мотоцикла, ни автомашины. Водительские права Юрий Алексеевич получил после того как слетал в Космос. Почему так поздно? Причин тому несколько. Учёба на курсах шоферов-любителей требовала времени и денег. Он всю жизнь находился на полном государственном обеспечении. Его одевали, обували и кормили сначала в ремесленном училище города Люберцы, затем – в Саратовском индустриальном техникуме и в Чкаловском военном авиационном училище лётчиков.
Офицерская служба лейтенанта Гагарина начиналась на Севере, за Полярным кругом, где он осваивал боевые самолёты и совершенствовал свои лётные навыки. Обзаводиться собственной автомашиной не собирался. Подобная роскошь была ему пока что не по карману.
Интерес к вождению автомобиля возник у Гагарина в 1960 году. После зачисления в отряд космонавтов он поднимался в небо исключительно в качестве пассажира или парашютиста. Полёты под куполом парашюта удовольствия ему не доставляли, во всяком случае, до поры, до времени.
Его азартная натура нуждалась в острых ощущениях. Компенсировать их отсутствие в какой-то степени могла быстрая езда. Управлять автомобилем Гагарин нелегально учился на армейском внедорожнике ГАЗ-69. Одним из водителей в автохозяйстве будущих космонавтов был солдат срочной службы Гариф Сайфиев.
— Мы ехали в охотничье хозяйство под Калугой, — рассказывал Гариф Сайфиев. – Сначала он вел машину, а потом передал руль мне, а сам задремал на заднем сидение.
После 12 апреля Гагарин получил легковой автомобиль в качестве подарка от Правительства страны.
На автобазе Совета Министров СССР подарочную 21-ю «Волгу» оформлял Гагарин, а перегонял её на место сверхсрочник Ф.Я.Демчук. Он служил у космонавтов техником по ремонту, затем стал личным водителем первого космонавта.
Гагарин договорился с начальством местного ГАИ, чтобы сдать экзамен по «Правилам движения и эксплуатации автомобилей». Естественно, процедура прошла «без сучка, без задоринки», заняв считанные минуты, после чего счастливые гаишники вручили Гагарину заветные корочки. Отныне он самостоятельно «рулил» на законных основаниях. Несмотря на отсутствие водительского опыта Гагарин чувствовал себя за рулём уверенно, позволял себе изредка гонять авто на максимальных скоростях. Случалось всякое. От дорожно-транспортных происшествий не застрахован никто, тем более, начинающий водитель.
Он тосковал по небу, поэтому отводил душу на дорогах. Удовольствие от езды зависит от того, насколько легко водитель справляется с управлением. Гагарин довольно скоро освоился в новой роли. Он ездил на машинах разных марок, по разным дорогам и ухабам.
Незадолго до выборов в Верховный Совет СССР в качестве кандидата в депутаты от Смоленского избирательного округа он самостоятельно ездил в Брянск. Оттуда в Новозыбков летели на ведомственном самолёте Ан-2. Само собой разумеется, Гагарин не мог терять такой шанс и попросил пилота уступить ему штурвал. В общем, отвёл душу.
Находясь в зарубежных командировках, а их на его долю выпало более чем достаточно, Гагарин и там не упускал возможности порулить.
«Едем на машине из Парижа к вдове Мориса Тореза, — вспоминал В.Г.Смирнов. — Дождь стеной — даже щетки на лобовом стекле не справляются. Внезапно Юра обращается к шоферу: «Давай поведу». И тот покорно уступает место. Или катаемся по Сене на речном трамвайчике. Юра говорит: «Пойду порулю». Я в шоке: «Кто тебе даст? Да и опасно. Трамвайчик-то под мост еле-еле проходит». Но через пару минут смотрю — Гагарин уже у штурвала. Не представляю, как ему это удавалось».
За довольно короткое время личный гараж Гагарин пополнился новыми машинами. Одну из них, спорткар «Matra», он получил в подарок, посетив Францию. Спортивное авто легко набирало скорость до 170 км/час. Вышестоящие начальники, узнав о шикарном скоростном презенте, попеняли Гагарину. Дав понять, что негоже советскому космонавту пропагандировать западную технику. Космонавт взял под козырёк и надолго загнал машину в гараж.
На партийные и государственные мероприятия Гагарина возили в правительственных лимузинах. Во всех других случаях он стремился ездить самостоятельно. Дабы не привлекать к себе излишнего внимания Юрий Алексеевич экипировался в дорогу по рабоче-крестьянски. Задерживаясь перед светофорами, наклонял голову, чтоб его не узнали патрульные ГАИ и водители соседних авто, затормозившие, как и он, на красный свет. Прятаться от окружающих приходилось постоянно. Увидев Гагарина, люди теряли способность адекватно себя вести, лезли с объятьями, рукопожатиями, просили дать автограф.
Чаще других регионов страны Гагарин наведывался в Крым. Мотаться туда ему приходилось неоднократно из года в год зимой и летом.
В Крыму действовали ЦУП (Центр управления полётами), ЦДКС (Центр дальней космической связи), ведомственные санатории. Поэтому совмещать приятное с полезным всегда имелась возможность. Везде он был желанным гостем, частенько заглядывал в международный пионерский лагерь «Артек».
«За бильярдом он бывало проводил сутки напролет, забывая о море и пляже. Вот только воспоминания сотрудников лагеря об уровне мастерства Гагарина разнятся: одни рассказывают, что ему равных не было на всем южном берегу Крыма и специально с ним сразиться приезжали ассы всесоюзного масштаба, а другие – что он из года в год проигрывал одному шустрому вожатому, просаживал часть своих отпускных и клялся больше не возвращаться к этому «чертову столу». («Московский Комсомолец»).
Объезжать крымские красоты и достопримечательности Гагарин предпочитал самостоятельно по морю и по суше. Обычно его сопровождали сотрудники местных органов МВД. Симферопольские милиционеры умудрились сделать первого космонавта своим почётным сотрудником. Ему выдали форменную одежду, фуражку, подарили жезл и свисток.
Руководители столичной Военной автоинспекции (ВАИ) пошли дальше своих провинциальных коллег. Они снабдили Ю.А.Гагарина ещё более внушительным документом, подтверждающим его личность и полномочия:
«Предъявитель сего полковник Гагарин Ю.А. является начальником (инспектором) военной автомобильной инспекции Московского гарнизона.
ЕМУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО:
- Проверять документы водителей и техническое состояние машин воинских частей.
- Задерживать машины и отбирать путевые документы в случае грубых нарушений правил движения и использования машин.
- Использовать проходящий транспорт в случаях, связанных с несением службы».
Дата выдачи Удостоверения 26 февраля1968 года.
Где-то с середины августа шестьдесят седьмого года Гагарин возобновил лётную подготовку под наблюдением опытных лётчиков-инструкторов. Стабильно заниматься не удавалось. Три недели он провёл во Франции. Потом были командировки в Крым и Байконур. Ещё несколько раз удалось полетать в октябре. И снова длительный перерыв. Предстояла защита диплома в академии. Дело нешуточное.
К предполётной подготовке Гагарин снова приступил вскоре после Международного женского дня. Несколько раз летал в зону, надеялся в самом ближайшем времени получить добро на самостоятельные полёты.
27 марта 1968 года, выполняя очередной тренировочный полет с инструктором на двухместном учебном самолете МиГ-15, Юрий Алексеевич Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе.
Установлено, что истребитель врезался в землю с углом пикирования 50 градусов, на скорости около 700 км/час. Азарт тому виной, либо какие-то иные причины – неизвестно.
Материалы государственной комиссии по расследованию обстоятельств гибели первого космонавта составили 29 томов архивных документов. Однозначного ответа о причинах трагедии нет.
Автор в прошлом — член президиума Федерации Космонавтики СССР