Оставалось только побеждать или умереть

0

За печально-героическое звание «Галилейская Масада» с крепостью Йодфата "борется" Гамла

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Марина МАГРИЛОВА

Фото автора

 

Захватом Гамлы Веспасиан завершил подавление еврейского восстания в Галилее.

Многим известна история массового самоубийства защитников этого города, которым завершилась долгая осада. Но жители Гамлы были известны своим независимым и воинственным нравом задолго до этих трагических событий.

Над Гамлой лежит скалистая равнина Голанских высот, подходящая и для сельского хозяйства, и для выпаса скота – наверно, отсюда смотрел на нее впервые Веспасиан, думая, как подвести к городу технику и солдат.

Гамла расположена ниже, чем само плато, на изолированном крутом холме, похожем на верблюжий горб – отсюда и название города. Западный склон чуть более пологий, чем восточный, и именно его использовали жители для строительства домов, которые построены один над другим и как будто висят в воздухе.

Кто захочет здесь жить? Трудно добраться, далеко от всего, трудно строить, нет воды. Здесь живут те, кто верит, что Бог и сама природа защитят их от всех врагов. Недаром именно здесь возникло движение сопротивления, партия зелотов.

После завоевания Помпеем страны в 63 году до н.э. и потери независимости, евреи под руководством Езекии из Гамлы поднимают восстание – примерно за 10 лет до появления на исторической арене Ирода Великого. Повстанцы отказываются платить налоги Риму. В Гамле даже выпускают свои монеты! Археологи нашли девять таких монет, причем семь в самой Гамле, одна была куплена на черном рынке, и непонятно, где и кем была найдена, а еще одна монета была обнаружена в крепости Сартаба, куда ее, видимо, принес один из убежавших защитников города. На одной из сторон монеты написано слово «Гамла».

Ирод назначен отцом, всесильным Антипатром, управлять Галилеей. Он участвует в подавлении восстания, с этого начинается его карьера. По приказу Ирода в 47 году до н.э. Езекия был схвачен и казнен, причем юный Ирод казнил не только самого Езекию (которого Иосиф Флавий называет «главой разбойников»), но и «многих из его шайки», за что был вызван в Иерусалим. Как пишет Флавий, «…закон запрещает казнить без приговора суда даже преступника» ("Иудейские древности", глава 14-9). Езекия был основателем движения канаим (ревнителей, зелотов).

Его сын, Йехуда из Гамлы, продолжил сопротивление властям, он упомянут и в «Иудейской войне», и в «Деяниях Апостолов» (5,37). Он также был убит – вероятно, по приказу Ирода Антипы, сына Ирода Великого.

Внуки Езекии, дети Йехуды, Яаков и Шимон, были приговорены к смерти и распяты в 48 году н.э. Правнуки, Менахем и Эльазар (Бен-Яир) – среди руководителей партии канаим, они же сикарии (кинжальщики) в Иерусалиме во время Иудейской войны. Свое имя сикарии получили благодаря тому, что в рукаве у них был спрятан кинжал, и встречая кого-либо, не согласного с позицией сикариев и готового примириться с римским управлением, они закалывали его на месте. В Иерусалиме так был убит первосвященник. Эльазар Бен-Яир – это имя знакомо всем, кто бывал на Масаде, это он возглавляет последних 1000 свободных повстанцев и убеждает их совершить коллективное самоубийство. Видимо, особый горный воздух, воздух свободы, делал из жителей Гамлы особенных людей.

И вот – покорена уже вся Галилея, после долгой осады пал Йодфат, Йосеф бен Матитьягу перешел к римлянам, но жители Гамлы не сдаются.

В Иудейскую войну Гамла уже была в окружении неприятеля. Бунт против римлян — это и бунт против царя Агриппы Второго, ставленника римлян. Когда война еще не заполыхала в полную силу, когда еще не пришел в Галилею Веспасиан, Агриппа осаждает город. Ему не удалось его взять, сам царь был ранен и вынужден снять осаду. После этого жители Гамлы были уверены, что их крепость неприступна.

Вот как описывает положение города Йосеф:

«Согану и Селевкию Агриппа в начале восстания привел на свою сторону, Гамала же не сдавалась, так как она еще больше, чем Иотапата, могла надеяться на свое защищенное от природы местоположение. Крутой хребет отделяется от высокой горы и по самой средине образует горб. Последний своей возвышенной частью вытягивается немного в длину и спадает спереди так же круто, как и сзади, так что все в целом изображает из себя вид верблюда, от которого местность эта и получила свое название, хотя в произношении туземцев не слышится в точности его происхождение. С боков и спереди местность окружена недоступными пропастями, только сзади недоступность уменьшается, так как с этой стороны Гамала соединена с горой. Жители, однако, прокопав здесь поперечный ров, постарались и с этой стороны отрезать город и сделать его недоступным.

Дома, построенные на отвесном боковом склоне холма, лепились и громоздились друг к другу, так что казалось, что город висит в воздухе и вследствие своей покатости готов каждую минуту обрушиться; его наклон был к югу. Такой же точно холм на юге достигает неимоверной высоты и, служа городу как бы крепостью, оканчивается крутым неогороженным никакой стеной обрывом, ниспадающим в глубокую пропасть. Внутри стен, на самой окраине города, находится водяной источник. Таким образом сама природа сделала город почти неприступным. Но Иосиф укрепил его еще больше подземными ходами и окопами».

Источники и археология рассказывают нам об укреплениях города. Хотя во времена еврейского завоевания Александра Янная Гамла была уже упомянута как крепость, до фортификационных работ Йосефа у города не было стены. Йосеф строит стену перед самым восстанием, и это видно по характеру строительства. Построенная крепостная стена не прямая, это срочное решение с учетом топографии местности и имеющихся построек. Например, найден дом, забитый камнями – он стал башней в стене.

В городе найдена синагога, Во времена Храма синагоги – батей-кнессет – были не местом службы, а только "клубом" собрания и учения. Там горожане читали вслух, обсуждали истории ТАНАХа, просто пережидали жару. В каждом населенном пункте был бейт-кнессет.

Синагога Гамлы ориентирована в направлении запад-восток, еще нет традиции молиться в сторону Иерусалима. В ней найдены остатки колонн, на которых держалась крыша. Капители типичные для этого периода. Все сделано из базальта, хотя его трудно обрабатывать. Но здесь найдены и нетипичные для синагоги вещи – например, горшки для приготовления пищи. Это говорит о том, что в город пришли беженцы, спасающиеся от римлян. В Гамлу бежали из всех окрестных деревень, с Голан и из Галилеи – к началу осады города римлянами покорена уже вся Галилея, кроме Гуш Халав и крепости на вершине горы Тавор. Дом собрания стал для беженцев убежищем, как в наше время метро, в котором прячутся от бомбежки, и там же живут и готовят…

И рядом с синагогой – самое узкое место стены – именно через него римляне ворвались в город. Возможно, они высмотрели его сверху, а может быть, узнали его, допросив Йосефа, который сам строил эту стену – уж он точно знал, где слабые места в обороне города.

Начинается штурм. На месте прорыва найдено огромное количество "боеприпасов" – более 300 камней от метательных орудий и более 300 стрел, а всего в Гамле найдено 1600 стрел и 2000 камней, все они были сосредоточены в районе крепостной стены – понятно, что это только малая часть, ведь стрелы собирали и использовали повторно. На захват Гамлы были направлены три легиона – 20 тысяч солдат.

Из описания Йосефа бен Матитьягу мы знаем, что обороной города руководили некие Йосеф и Харес. Один из них был из рода Езекии, а про второго известно, что он был сыном повивальной бабки. Оба погибли в Гамле от римских мечей.

Римляне ворвались в город. Жители Гамлы отступили – часть в верхний город, часть в нижний. Нападающим трудно продвигаться по узким улицам города, сверху и снизу они окружены защитниками крепости. Солдаты пытаются продвигаться вперед прямо по крышам домов. Сделанные из соломы крыши не выдерживают веса и проваливаются. Многие из римлян умерли от падения, многие задохнулись пылью, которая поднималась после падения крыши, сделанной из глины, сена и навоза… Одного такого римского солдата, погребенного под слоем обломков дома в доспехах и кольчуге, нашли археологи в наше время.

Веспасиан во время штурма оказался с небольшим отрядом на самой вершине городского холма.

Он видит смерть своих солдат и понимает, что сам попал в ловушку. Йосеф пишет, что Веспасиан вспоминает в этот момент всю свою жизнь – видимо, римский военачальник поделился с Йосефом переживаниями, а может быть, летописец сам сочинил, о чем думал Веспасиан, пробиваясь к выходу. С небольшим верным отрядом, не поворачиваясь спиной к защитникам города, Веспасиан прорвался к пролому в стене.

Штурм отбит. Жители Гамлы видят в этом руку Божью, хотя и понимают, что сдаться на милость римлян после пережитого уже невозможно, остается только побеждать или умереть… Римляне же пристыжены – в особенности тем, что они фактически бросили своего полководца. Веспасиан обращается к своей армии с речью:

«Общие несчастия нужно перенести стойко и не забывать, что по природе войны, никакая победа не дается без кровопролития. Изменчивая фортуна витает всегда над воюющими, переходя то на одну, то на другую сторону. Естественно поэтому, что они [т.е. римляне], истребившие тысячи иудеев, должны были и сами принести року маленькую жертву.

Но подобно тому, как недостойно чересчур зазнаваться в счастье, точно также малодушно совершенно опускать руки в несчастии.

Ибо быстра перемена судьбы, а потому здравомыслящий человек должен сохранять присутствие духа в неудачах и бодро стремиться к возвращению себе потерянного.

То, что совершилось на наших глазах, — продолжал он, — произошло не вследствие нашей слабости и не вследствие храбрости иудеев, а только потому, что позиция была выгодна для них и убийственна для нас.

В этом отношении единственно в чем вас можно упрекнуть, так это в том, что вы увлеклись безумным порывом».

Как и при осаде Йодфата, Веспасиан посылает своих солдат завоевать еще пару деревень в Галилее, чтобы «поднять мотивацию». Крепость на горе Тавор и Гуш Халав быстро сломлены и покорены. Жители Гамлы используют отсутствие значительной части римского войска, чтобы спасти хотя бы женщин и детей. Они убегают по крутому склону в сторону Кинерета. В городе остается очень мало защитников. И вот в одну из ночей солдатам пятнадцатого легиона удалось вытащить из основания круглой крепостной башни несколько больших камней. Башня рушится.

Это звучит достаточно странно. Однако археологи подтвердили, что круглая башня не была частью городской стены, она была построена раньше, без фундамента, прямо на скале, и в принципе описанное Йосефом могло произойти в реальности.

Тит, сын Веспасиана, с 200 всадниками врывается в город, убивая всех, кого встречает на своем пути. Убиты оба командира защитников города, проснувшиеся жители Гамлы лезут вверх по склону, на самую вершину горы, оттуда они бросают приготовленные заранее камни в римлян. Однако погода портится, молнии, гром, ветер, дождь, туман – все против повстанцев. Флавий пишет, что ничего не было видно вокруг…

Можно вспомнить, что и в наши дни погода иногда решала исход сражений – вспомним бой за Цфат в Войну за Независимость, например.

Римляне лезут вверх, не щадя никого. Жители Гамлы, 4000 человек, семьями прыгают вниз, в пропасть…

… Археолог Шмария Гутман говорил, что убил бы Йосефа, если бы его встретил, но благодарен ему за информацию и описания. И действительно, Флавий все видел и описал точно.

Марина Магрилова (более известная в репатриантских массах под фамилией Воробьева — глава компании Guide21, известный гид, автор многих статей о Израиле и соавтор двух путеводителей, руководитель программы «Израиль: еврейский взгляд»

Галилейская Масада

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий