Галилейская Масада

0

Почему так называют крепость Йодфат? Чтобы узнать это, отправимся в путешествие по крепости Йодфат с книгой Иосифа Флавия в руках

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Марина МАГРИЛОВА

 

Бои за взятие крепости продолжались аж 47 дней! А закончилось все почти так же, как на Масаде.

… Приближаются дни, именуемые в еврейской традиции «между теснинами», с 17 тамуза по 9 ава. В эти дни римская армия в 70 году н.э. уже находилась в Иерусалиме. А как начиналось восстание? Что происходило в 67 году, почти 2000 лет назад в мае и июне?

Битва за Йодфат подробно описана в "Иудейской войне" Иосифа Флавия — древнееврейского историк и военачальника, звавшегося до перехода на службу к римлянам Йосефом бен Матитьяху.

Невероятно интересно искать доказательства этого рассказа на местности. Вход на Йодфат совершенно бесплатный, открыт всегда. Рекомендую! Кстати, подписи к фотографиям помогут вам ориентироваться на месте. Интересного чтения и путешествия!

* * *

Для подавления еврейского восстания император Нерон отправляет в Иудею своего лучшего командира, победителя Британии, Веспасиана. Из Акко Веспасиан отправляется в Ципори, где его приняли, открыли ворота и пригласили организовать в городе центр римской армии для завоевания Галилеи. Ципори не был разрушен, его жители не стали восставать против римской власти и порядков.

Город Гавара, который, вероятно, находился на территории современной арабской Арабе, был взят за один день, следующим на очереди был Йодфат.

О том, как пала крепость в Иудейскую войну, да и вообще других упоминаний Йодфата нет, знаем мы о нем только от Йосефа бен Матитьяху. Йодфат недаром называют Галилейской Масадой, бросание жребия с целью решить, кто кого должен убить, было Йосефу знакомо из личного опыта…

Йосеф родился в аристократической семье, он объясняет римлянам: как у вас есть благородные аристократы, так и у нас — это коэны. Он не из простых коэнов, он из первой мишмерет (очередность службы), первой из 24.

Со стороны матери он происходит от Йонатана, младшего из пяти братьев Хасмонеев, настоящего победителя войны с греками. На молодого, харизматичного, умного Йосефа смотрят, как на продолжателя дела Хасмонеев, он недаром из семьи, спасшей иудейскую веру и народ от идолопоклонников, от греков.

Родился Йосеф в Иерусалиме в 37 или 38 году новой эры, умер в Риме в 100 году.

Все его книги написаны уже после разрушения Храма:

"Иудейская война" — 79-81

"Иудейские древности" — середина 80 (здесь дано объяснение римлянам древней еврейской истории).

Автобиография — 94-96

"Против Апиона" (против антисемитизма его времени).

Эти четыре книги Йосефа дожили до нашего времени, их читают уже две тысячи лет!

Только у него можно прочитать подробно о разрушении Храма, о падении Масады и Йодфата.

Читайте в тему:

Армия марширует на животе

Йосеф был уверен, что без Храма нет продолжения, он писал посмертный памятник еврейской истории. Центр жизни еврея — это Храм, за всех нас, за грехи всего народа отправляли козла отпущения в пустыню, так как можно продолжать жить без этого? Йосеф, как и многие другие, не понимал этого и считал себя последним поколением евреев. В разрушении Храма он видел конец иудаизма.

Благодаря Йосефу известно, как был устроен Храм, как он выглядел, в том числе внутри: там бывал Йосеф. Мы знаем, что римляне взяли из Храма, мы знаем, как пала Масада и как пал Йодфат.

Синедрион назначил Йосефа главнокомандующим в Галилею. Йосеф получил в Иерусалиме все полномочия, чтобы защитить Галилею от римлян. После первой отбитой атаки на Йодфат Йосеф посылает письмо в Иерусалим, он пишет, что ему нужна армия, без нее нет надежды удержать Галилею, все города постигнет участь Гавара, павшего за один день. Йосеф намекает, что надо бы поступить так, как сделали жители Ципори, смириться и не воевать. Веспасиан, видимо, перехватил посла, прочитал письмо, понял, что в его интересах чтобы письмо дошло в Иерусалим. Он знал, что в окружение в Йодфате попал главнокомандующий Галилеи, сам Йосеф бен Матитьяху и что если его взять в плен или убить, то восстание будет закончено. Йосеф считался самым умным из всех врагов.

Галилею Йосеф описывает так: прекрасная земля, все обрабатывается, нет клочка, который не засажен, каждая маленькая деревня — это 15000 жителей. С цифрами у Йосефа не все однозначно, они явно завышены.

Однако многие детали в описании подтверждаются археологией.

В Галилее было четыре больших города — Тверия, Ципори, Йодфат и Гавара.

Йосеф укрепляет Йодфат несмотря на то, что город со всех сторон окружен горами и его не видно с дороги, если не подойти вплотную.

«С трех сторон Йодфат окружен глубокими ущельями, у которых нет дна», – пишет Йосеф.

У того, кто посмотрит вниз, кружится голова, в город можно подняться только с севера.

* * *

Итак, устроив свою основную базу в Ципори, Веспасиан решил двинуться на Йодфат. Он не делал из этого секрета и подошел к предстоящей операции с римской основательностью: инженерные войска римлян четыре дня строили дорогу из Ципори в Йодфат, все прекрасно понимали, куда идут и где ударят римляне в следующий раз.

Йосеф бен Матитьяху готовится к обороне и прибывает в Йодфат из уже укрепленных им городов Тверии и Магдалы. Он успевает добраться до города до прихода римских легионов. Йосеф упоминает два легиона, участвовавших во взятии города – десятый и пятый, причем командует пятым легионом отец будущего императора Траяна. В городе, кроме самих жителей Йодфата, было много беженцев из уже покоренных деревень и взятого римлянами за один день города Гавары.

Археологи подтвердили написанное Йосефом: раскопанный ими богатый дом в Йодфате оказался разделен каменными перегородками на несколько частей – видимо, для беженцев. Население города увеличилось вдвое.

Йосеф пользуется сирийско-македонским календарем. Судя по его описанию, осада Йодфата началась в конце мая и продолжалась более двух месяцев (хотя он же дает и другую цифру – 47 дней). В это время года дождей в Иудее нет, а сделанные запасы дождевой воды не были рассчитаны на беженцев… Раздачу питьевой воды пришлось ограничить. Про вопли, стенания и крики (на разные темы) сограждан Йосеф пишет много, причем «плач по воде» начался задолго до того, как ее не стало хватать. Видно, наш национальный характер не сильно изменился за 2000 лет.

Римляне пришли под стены Йодфата 21 артемизия (май) 67 года, Йосеф указывает точную дату. Из города смотрят на римлян десятки тысяч жителей. Веспасиан разбивает лагерь с северной стороны города и отправляет тысячу конницы окружить город так, что не осталось ни входа, ни выхода. Город обречен, это понимают все жители, но именно это чувство использовал Йосеф для поднятия мотивации сопротивления, для борьбы. Его харизма и зажигательные речи убеждают горожан, что если нет выхода, то надо умереть достойно, в бою.

Усталые от длинного перехода римские легионеры не сразу бросились в атаку. Веспасиан дает им время на отдых, и первая ночь проходит спокойно. Но на второй день Веспасиан посылает солдат на штурм, ведь Гавара была взята всего за один день, и нет причин думать, что в Йодфате будет по-другому. Римляне идут оттуда же, откуда сегодня поднимаются все посетители – с севера, со стороны самого пологого склона. Сам Веспасиан с лучшими солдатами, окруженный лучниками, приближается к низкому месту в городской стене…

Установленные сегодня на склоне красные щиты и копья римских солдат помогают нам представить, что думали и чувствовали жители города. Йосеф велел защитникам стен заложить уши, чтобы стон и крики не мешали им воевать. И происходит невероятное: защитники города выходят за пределы стен и атакуют римское войско! Первая попытка взять город отбита. Веспасиан такого не ожидал.

Пять дней римляне пытаются подняться на стены, и все эти пять дней горожане отбивают их атаки. Веспасиан меняет тактику, и римляне начинают строить насыпь, ведущую к стенам. Все солдаты отправлены рубить деревья, рыть землю на ближайших холмах и собирать камни.

Евреи бросают камни в строителей насыпи, но над головами римлян щиты, камни скатываются с них и не причиняют вреда. Несмотря на отчаянное сопротивление, насыпь приближается к стене города. Катапульты и баллисты беспрерывно обстреливают город, гора трупов у стен уже доросла до высоты самой стены, а евреи продолжают сопротивляться и мешать строительству насыпи. Дополнительно Йосеф со стороны города усиливает стену, увеличивает ее высоту. Археология это подтверждает: видно, что дома разбирали на камни, чтобы укрепить стены.

С противоположного холма (а окрестные холмы возвышаются над Йодфатом) Веспасиан видит, что в городе в определенное время собираются люди, и понимает, что там происходит раздача питьевой воды, которой не хватает. Баллисты направлены в место сбора народа, римляне прекращают атаки, и война продолжается так, чтобы это не угрожало жизни солдат. Можно просто подождать, пока жители умрут от жажды и голода, – решает Веспасиан. Пусть продолжают делить остатки воды…

Но воды в городе, как оказалось, было не так уж мало. При раскопках археологи нашли, что практически в каждом доме был свой водосборник для сбора дождевой воды, во многих домах к водосборнику примыкает миква для ритуального очищения. Йосеф понял причину прекращения атак римлян и приказал жителям намочить одежды и вывесить их на стене города. Веспасиан понимает, что ошибся: видимо, в городе есть вода, если ее так неэкономно используют, и он возобновляет атаки. Йосеф добился своего: город погибнет достойно, в бою, а не от голода и жажды. Что ж, евреи не раз делали выбор в пользу достойной смерти в бою, пример из нашего времени – восстание в Варшавском гетто.

Но вот насыпь доросла до стен, и римляне подняли по ней таран. От первых ударов стена зашаталась, но шум от ударов тарана о стену не был слышен из-за отчаянных криков жителей. Казалось, что город уже взят…

Йосеф пишет об Эльазаре Бен Шамае из Кфар-Сабы (видимо, где-то в Галилее), который сбросил огромный камень на железную голову тарана. От удара голова тарана отвалилась, а сам Эльазар спрыгнул со стены, схватил отвалившуюся голову и начал вместе с ней подниматься на стену. Он был изрешечен римскими стрелами, но нашел в себе силы подняться, встать на стене во весь рост, чтобы все увидели его подвиг, и упасть вместе с ненавистной железной головой на руки к своим, к защитникам Йодфата.

Атаки римлян продолжаются. В бою ранен сам Веспасиан. Йосеф рассказывает о мощи римской артиллерии, постоянно обстреливающей город, и о нескольких случаях прямого попадания выпущенных ею камней: например, одному из стоящих на охране стены камнем снесло голову с плеч.

Ночью римские солдаты с факелами нападают на город, таран уже сделал брешь в стене, за ней ведет вверх новая деревянная насыпь, установив на нее деревянный мостик, солдаты устремились в город.

Как удержать город, в котором проломлена тараном городская стена? Йосеф приказывает всем спрятаться в дома и затаиться. Римляне входят в город в полной тишине и… на них набрасываются защитники города. На римлян льется кипящее оливковое масло, их медные или бронзовые каски и доспехи оставляют ожоги на голове и на теле, вслед за маслом в римских солдат летят горячие котлы, в которых это масло грелось… Растерянность солдат от городской тишины, неожиданность от получения ожогов и остервенелость защитников заставляют римлян отступить в очередной раз… Место битвы, пролом в стене, место, где был римский мостик через насыпь – все это видно и сегодня.

Легионы деморализованы, они не могут справиться с простыми крестьянами, не учившимися воевать… Чтобы поднять боевой дух солдат, Веспасиан посылает своего сына Тита с частью армии взять городок Яфия у Назарета, который на фоне успеха Йодфата тоже присоединился к восстанию. Одного успеха для поднятия морали у солдат недостаточно. Веспасиан посылает армию на гору Гризим воевать с самаритянами, вторая легкая победа возвращает легионерам уверенность в себе и своих силах, и они снова идут на Йодфат.

Последний бой состоялся 20 июля 67 года. Перебежчик из города рассказал Веспасиану, что защитников осталось мало, что они спят на посту и что самое удобное время для атаки – раннее утро, до рассвета. Тит возглавляет атаку, он впереди солдат, они легко и без сопротивления захватывают крепость на северной вершине города. Йосеф пишет, что люди просыпались, чтобы увидеть свою смерть: те, кто успел схватиться за оружие, практически не мог воевать из-за тесноты улиц нижнего города. Легионеры убивали всех на своем пути. Город взят.

А где же Йосеф? Его ищут везде, но он пропал, как сквозь землю провалился. Тайный ход из сухого водосборника соединял его с тайной пещерой, которой не было видно с поверхности. Йосеф добирается до пещеры и находит там 40 жителей города. Йосеф хочет жить, он готов выйти к римлянам, но жители города напоминают ему его же слова о том, что надо достойно умереть, они хотят его убить, нападают на него со всех сторон, его единственное оружие – это слова, сила убеждения. Он уговорил всех, что жребий (а значит – Бог) решит, кто кого и в каком порядке должен убить: самоубийство в иудаизме запрещено, убить самого себя должен был только последний. Осталось двое… Йосеф убеждает последнего выйти из пещеры и сдаться римлянам.

Веспасиан очень рад, он планирует отправить Йосефа к императору Нерону. Однако Йосеф просит разговора с глазу на глаз, и Веспасиан соглашается. При разговоре присутствует сын Веспасиана, Тит, который симпатизирует Йосефу. Йосеф считает себя пророком и посланцем Бога, он говорит Веспасиану, что тот вскоре станет императором и будет править миром.

Все сбылось, а Йосеф стал называться Флавием, жил в Риме, писал свои книги… Его ненавидели все евреи, современники его проклинали и справедливо считали предателем. Но если не Йосеф, что мы знали бы о Иудейской войне и о ее героях?

Марина Магрилова (более известная в репатриантских массах под фамилией Воробьева — глава компании Guide21, известный гид, автор многих статей о Израиле и соавтор двух путеводителей, руководитель программы «Израиль: еврейский взгляд»

Магия Магдалы, или Кровавые воды моря Галилейского

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий