Чем чревато для Израиля противостояние "Талибана" и Ирана?
Давид ШАРП
Одним из наиболее примечательных событий минувшей недели стали вооруженные столкновения между силами движения "Талибан" и иранцами на афгано-иранской границе. Интерес к происходящему подогрели и сообщения о том, что талибы якобы объявили Ирану войну или нечто вроде того.
Подобное событие, несомненно, порадовало бы большинство израильтян, да и не только их. Однако, несмотря на пролившуюся кровь и серьезную напряженность, война пока не началась. Ошибочные сообщения о ней поступили после заявления Абдула Хамида Хорасани, неверно представленного одним из лидеров "Талибана". Однако Хорасани, во-первых, не объявлял иранцам никакой войны, лишь угрожал им, во-вторых, он далеко не лидер движения, а бывший командир относительно высокого ранга.
Причиной нынешнего конфликта, в результате которого стороны понесли незначительные потери в живой силе, а талибы даже успешно штурмовали иранские пограничные укрепления, стала вода. Однако дело все же не только в ней: "Талибан" и Иран издавна связывают весьма непростые отношения.
Начать стоит с того, что у Ирана есть в Афганистане обширные интересы. Во-первых, там проживает значительное по численности шиитское меньшинство, состоящее из тюрков и хазарейцев, и близкородственные персам таджики. Последние по большей части сунниты, но Ирану далеко не чужие. В свою очередь "Талибан", будучи экстремистской суннитской организацией, имеет со стоящими у власти в Иране радикальными шиитами фундаментальные противоречия. В 1998 году стороны даже оказались на грани войны, когда талибы перебили в Мазари-Шарифе сотрудников иранского консульства. "Талибан" последовательно преследовал и хазарейцев, в результате чего многие из них бежали в Иран.
Небольшое отступление: именно хазарейцы стали важнейшей силой, способствовавшей выживанию режима Асада в сирийской гражданской войне. Из них Иран сформировал бригаду (а по сути, дивизию) "Фатимиюн", которая активно действовала в Сирии против повстанцев и "Исламского государства". Стимулом для хазарейцев, которые несли в боях огромные потери, были высокие по меркам Афганистана заработки и получение иранского гражданства.
Несмотря на идеологическую и религиозную вражду, в последние годы режим аятолл и "Талибан" проявляли немалую готовность к диалогу. Но иногда и она дает сбой, что и произошло на этот раз. Камнем раздора оказалась протекающая в основном по Афганистану река Гильменд, которая впадает в приграничное озеро. На ней американцы еще в начале 1950-х годов построили плотины. Договор об использовании воды из Гильменда был подписан сторонами еще в 1973 году. Как принято в подобных случаях, в рамках соглашения, афганцы обязались поставлять соседям некие фиксированные объемы воды. Однако время шло, в обеих странах менялась власть, а водохранилище и русло реки… заполнялись илом. Уже в XXI веке плотина при помощи США была восстановлена, однако обозначенные в договоре объемы воды иранцы не получили. В свое оправдание талибы утверждают, что из-за загрязнения дна в водохранилище просто недостаточно воды (она, кстати, используется для нужд иранских пустынных провинций Систан и Белуджистан, населенных преимущественно суннитами). В начале месяца стороны начали обмениваться весьма агрессивными заявлениями, а 27-28 мая дело дошло до публичных угроз и перестрелок.
Важно заметить, что военный потенциал Ирана значительно превосходит таковой "Талибана". Тот факт, что США передали предыдущему афганскому правительству массу оружия и военного оборудования, которые в основном достались талибам, не должен вводить в заблуждение. Тяжелого вооружения у них немного, авиация практически отсутствует, словом, с иранскими вооруженными силами, которые включают и КСИР, им в классической войне не тягаться. Основной козырь "Талибана" — партизанская война, но реализовать его можно лишь в случае, когда противник вторгся глубоко на афганскую территорию. Талибы, конечно, могут совершать рейды в Иран, однако угроза полномасштабного наступления с их стороны нереальна. Думаю, в руководстве "Талибана" это прекрасно понимают. Но дело даже не в этом: у обеих сторон хватает проблем и вызовов на других направлениях. Оба радикальных режима достаточно прагматичны для того чтобы увязнуть в серьезных столкновениях, по такому не особо весомому поводу. Поэтому осмелюсь предположить, что в итоге они договорятся.
В свете обозреваемых событий различные СМИ неоднократно задавались вопросом о том, не может ли повлиять происходящее на поставки Ираном вооружений своим союзникам и партнерам. В частности, передаче России БПЛА-камикадзе "Шахед-136/131". Даже если предположить, что эскалация на границе с Афганистаном заметно усилится, бьющие по стационарным целям "шахеды" — не то оружие, которое может стать приоритетным для Ирана в борьбе с "Талибаном". А значит, объемам его поставок в Россию ничего особенно не грозит. Более того, если судить по масштабам использования российскими войсками "шахедов" в Украине, а также спутниковым снимкам, на которых заметны работы по расширению производства БПЛА, темпы поставок, видимо, продолжат нарастать. Однако если предположить, что эскалация на восточной границе Ирана примет серьезный и долгосрочный характер, это, несомненно, окажет заметное влияние на многие аспекты происходящего в стране. Вот только шансы на развитие подобного сценария пока кажутся незначительными.
***
Иранские власти с завидным постоянством демонстрируют миру новинки собственного ВПК. Некоторые из них — своего рода пропагандистские жупелы, другие представляют значительный интерес. И угрозу — в первую очередь для Израиля. Именно к таковым относится продемонстрированная 25 мая ракета "Хорремшехр 4", подходящая под определение "баллистическая ракета средней дальности" (БРСД).
Полноценной новинкой данное изделие не назовешь – это модернизированная вариация предыдущих ракет линейки "Хорремшехр". Тем не менее, она заслуживает пристального внимания. Заявленная дальность — 2000 км, вес боеголовки — 1,5 тонны, более двух третей в ней составляет взрывчатое вещество. Однако существуют серьезные подозрения в том, что в реальности дальность ракеты выше и достигает 2500 км или даже более. А этого уже достаточно не только для поражения Израиля из глубины Ирана, но и для того чтобы достать цели на части территории Европы. Дело в том, что "Хорремшехр", как принято считать, ведет свое происхождение от советской баллистической жидкотопливной ракеты Р-27 дальностью 2500-3000 км, предназначавшейся для запуска с подводных лодок. Она была принята на вооружение в 1968 году, а различные ее модификации эксплуатировались вплоть до постсоветских времен. Все бы ничего, но на каком-то этапе Р-27 "перекочевала" в КНДР и оттуда была продана Тегерану. Иранцев эта ракета заинтересовала в первую очередь, благодаря повышенной дальности и мощной боеголовке, что должно было стать дополнительным козырем в возможном противостоянии не только с Израилем, но и с американцами и их союзниками. Впрочем, сегодня Иран никак не заинтересован в том, чтобы его действия рассматривались как создание оружия, способного поражать цели за пределами региона, так как это не поспособствует снятию санкций. Но ведь на деле важны реальные возможности…
В наши дни очень моден термин "гиперзвук" (5 Мах и более — превышение скорости звука в пять раз). Согласно заявленным характеристикам, "Хорремшехр 4" вполне соответствует определению "гиперзвуковая ракета": на маршевом участке траектории ее скорость заявлена в 16 Мах (почти 20 тысяч км/ч), а на терминальном, то есть на приближении к цели уже в атмосфере, — в два раза меньше (8 Мах). Длина ракеты 13 метров, но особенно впечатляет точность — ее КВО якобы составляет 30 метров при стрельбе на максимальную дальность. Согласно определению это подразумевает, что, по меньшей мере, 50% ракет укладываются в круг радиусом 30 метров, где центром является сама цель. Еще примерно 43% должны лечь на дальности в 30-60 м от центра круга. Иными словами, речь идет о высокоточном оружии, которым, например, можно весьма эффективно поражать отдельные строения. Правда, в отличие от дальности, которую иранцы, вероятно, преуменьшили, достижение столь высоких показателей по точности вызывает сомнения.
Наведение у ракеты комбинированное – инерциальное и посредством GPS (ГЛОНАСС).
Тот факт, что "Хорремшехр 4" – ракета жидкотопливная, безусловно, недостаток: это, в отличие от твердотопливных, подразумевает длительную подготовку к старту и, соответственно, меньшую скрытность плюс дополнительный риск из-за токсичности. Однако иранцы утверждают, что благодаря новым бакам и хранению топлива в ампулах ракета может годами находиться в заправленном состоянии, то есть готовой к пуску. И, пожалуй, важнейшее заявленное новшество — внедренная система управления на боеголовке при ее полете вне атмосферы. Для этого используются восемь специальных двигателей. Данная характеристика может способствовать осложнению перехвата ракеты на указанном этапе ее полета. И еще одна важная деталь: "Хорремшехр 4" — вполне подходящий кандидат на то, чтобы в будущем стать носителем ядерного оружия.
Словом, вне связи с тем, насколько те или иные характеристики данного боеприпаса соответствуют заявленным, очевидно одно: во всем, что касается ракетостроения, иранцы продолжают прогрессировать. Кстати, как раз для противостояния подобным угрозам в Израиле и была создана система ПРО "Хец-3", в отличие от "Хец-2", осуществляющая перехват непосредственно в космосе.
[nn]