Место, где столуются аисты, отдыхают коршуны и танцуют скворцы
Галина МАЛАМАНТ
Фото автора
Давайте вспомним, какими мы рисовали птичек в раннем детстве, да и в школе. Не ошибусь, если скажу, что у всех это были "галочки", смешные и забавные уголочки остриём вниз или вверх. И ведь тогда интуитивно была выбрана правильная форма! Высоко в небе именно так выглядят летящие птицы. И разве не возникала тогда мечта нарисовать птиц не по памяти и представлению, а с натуры?
Детство давно завершилось. А взрослые? О чем только мы не мечтаем! Однако сомневаюсь, что у кого-то есть мечта попасть на свалку… Но вот я мечтала, и мечта моя сбылась… Но не на всякую, а на особую свалку.
Понять меня могут любители пернатых: в зимний период в северном Негеве, на свалке Дудаим и вокруг нее, обитают десятки тысяч перелетных птиц, в большинстве своем — коршуны, скворцы и аисты.
Мы, компания единомышленников, не раз и не два приезжали сюда, чтобы запечатлеть птиц вокруг свалки, вокруг ее ограждений, стремясь найти точки, с которых относительно удобно фотографировать. "Относительно" — дело не в том, что "плохому танцору ноги мешают". А потому что постоянно в кадр попадают столбы, провода, многотонные мусоровозы, закрывающие панораму. Ну а на территорию самой свалки вход запрещен. Но бывают исключения, когда здесь принимают организованные группы и проводят экскурсии. И вот в один из дней праздника Хануки произошло маленькое ханукальное чудо (если хотите — предновогоднее чудо): мы посетили святая святых, территорию предприятия по переработке токсичных отходов внутри ограждений!
"Дудаим" — это название легендарного растения мандрагора на иврите.
"Дудаим" — так официально назвали эту по сути свалку, которую ее сотрудники именуют не иначе, как экологическим парком и парком экологического просвещения.
Казалось бы, странное название для такого места.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
"Дудаим на каббалистическом языке означает Душа и Дух; любые две вещи, объединенные в любви и дружбе (додим). Счастлив тот, кто сохраняет свой дудаим неразделенным".
Оказывается, уже в самом названии устроители исходили из любви дня сегодняшнего к завтрашнему дню.
— А это означает, что сегодня мы стараемся, чтобы завтра, будущее наших детей, было экологически чистым, — говорит Тамар Адамати, глава администрации Дудаим.
И на самом деле, здесь проводятся лекции и семинары, просвещающие, например, сколько времени могут разлагаться предметы (полиэтиленовые пакеты — 100-200 лет, стеклянные изделия — 1000 лет). А это означает, что к вещам надо относиться бережно и аккуратно, и по мере возможностей дарить им вторую жизнь.
Мусор, отходы — бич планеты Земля. Нам подробно и рассказывали, и фильм показали, как справляются с этим бичом в Дудаиме, куда свозят мусор всего юга страны, от Беэр-Шевы до Димоны. Как происходит сортировка отходов, как готовят компост, как из органических отходов готовят удобрения для сельского хозяйства, как по трубам откачивают метан, который используют в плане электричества.
Что самое бредовое или невероятное попадается на свалке в Дудаиме? От "заначек" и кладов до важных документов. Что думает команда Дудаима о фразе "жизнь в мусоре"? О чистоте и экологии…
Администрация парка Дудаим справилась и с вопросами посетителей, и с поставленной задачей: каждый из нас, не кривя душой, проникся столь важной задачей, как утилизация отходов.
Администрация парка не только открыла посетителям доступ на объекты, которые в другое время закрыты, но и организовала лекцию с участием специалиста-орнитолога из Тель-Авивского университета д-ра Даниэля Берковича. Исследователь образа жизни птиц объяснил связь между отходами, поступающими на место Дудаим, и перелетными птицами.
В частности, было отмечено, что черные коршуны — весьма полезные птицы, эти "санитары природы" строго охраняются государством. Интересно было узнать, что черные коршуны практически не изменяют Израилю, как стране миграции. К 16 птицам прикрепили датчики-навигаторы, по которым отслеживали их передвижение несколько лет. Один коршун улетел в Египет, две птицы — в Иорданию, остальные каждой осенью прилетают в нашу страну.
Не менее интересной была информации об аистах, долгожителях среди птиц. Самой старой особи, которую знают местные орнитологи, 40 лет.
Примерно четверть всех европейских аистов проживает в Польше, остальные распределены по другим странам, в первую очередь, речь идет о Венгрии, Румынии и ряде других стран.
Израиль всегда был важной точкой на пути миграции белых аистов. Как правило, представители популяций этого вида проводят зиму в Африке, к югу от Сахары. Однако добраться туда непросто. Многие аисты, особенно молодые особи, гибнут в пути. Многие перелетные птицы, в связи с потеплением климата, отменяют миграции, или меняют сроки и пути миграции из-за последствий человеческой деятельности.
Израиль для аистов — безопасная альтернатива долгому путешествию в Африку. В нашей стране для них "стол накрыт": в итоге именно свалки и мусорки обеспечивают аистов "надежной" пищей в любую погоду. Несмотря на обилие пищи, здесь эти птицы легко могут погибнуть, наглотавшись пластика или запутавшись в мусоре. Работники Дудаим принимают меры, чтобы не допустить этого: свалки с такими отходами засыпаются.
Еще здесь столуются скворцы. Скворец при собственном весе 80 г съедает в день 140 г пищи, или 15 тыс. насекомых. Для этих птиц свалка — "хлебное место".
Как хорошо, что тысячные стаи скворцов зимуют в Израиле! Потому что в Северной Африке, где стаи скворцов достигают численности миллиона особей, птиц ловят у мест их ночёвок и продают на рынке в качестве деликатеса.
Знания о пернатых — это весьма интересно и полезно. Но, признаться честно, наша задача посещения мусорного полигона Дудаим была более меркантильной: пофотографировать птиц. Любить птиц — это заразно. Нет, птичий грипп здесь ни при чем. Единомышленники с фотоаппаратами всегда радуют. А их становится все больше. Ну а снимки тоже представляют собой элементы просвещения. Может ли удивлять стремление попасть на экскурсию на свалку?!
Автобус привез нас на обзорную площадку, которая возвышалась над холмами свалок, над мусорными машинами, сгружавшими свой груз. Гордо кружили коршуны, кучковались аисты, а скворцы устроили нескончаемую колышущуюся речку.
И вдруг…
И вдруг вся эта длинная речка фонтаном взмыла в небо! И это было большое ханукальное (предновогоднее) чудо!
Начались фигуры высшего пилотажа! Как в калейдоскопе, ежесекундно менялись картинки в небесах — огромные стаи скворцов вели в них причудливые хороводы. В результате постоянных изменений возникают совершенно уникальные рисунки. Я видела снимки специалистов фотошопа, которые "дорисовывали" конфигурации стаи, доводя фигуры до реальных форм зверьков и пр. Здесь же они показаны подряд, как это происходило, и один к одному, разве что иногда добавляла контрастность — когда стаи особенно высоко взлетали в небо.
Обычно мы находим сравнения для облаков: "белокрылые лошадки", "паруса"…
На что похожи фигуры, возникшие при мурмурации? Какие ассоциации вызывают? Пофантазируем? — озаглавим снимки?
Фантастика! Удивительно, как при движении со скоростью сорок километров в час скворцам удается добиваться такой высокой ритмичности и синхронности! Столкновения здесь полностью исключаются. Сама же стая, как видим, может принимать различные образы и фигуры без какой-либо последовательности.
Я уже писала об этом явлении. На всякий случай напомню:
"Мурмурация — уникальное природное явление, при котором тысячи птиц сбиваются в огромные стаи и ведут себя при этом как единый организм. Латинское слово murmuratio имеет несколько значений, одно из которых подразумевает "танец скворцов", динамичные движения птиц".
В Израиле это явление можно наблюдать каждой зимой.