Освенцим догнал в космосе

0

Петр Гинц и Илан Рамон: роковое совпадение

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

1 февраля 1928 года в Праге родился еврейский мальчик Петр Гинц, успевший нарисовать и написать немало талантливых произведений до 28 сентября 1944 года, когда он вместе с другими узниками Освенцима погиб в газовой камере. Один из рисунков этого юноши, прожившего лишь шестнадцать лет, взял с собой на борт космического корабля "Колумбия" первый израильский астронавт Илан Рамон. 1 февраля 2003 года, когда Петру могло исполниться 75 лет, шаттл потерпел крушение…

peterginz8
Илан Рамон. Фото: Wikipedia / NASA

Простое совпадение дат? Или мистика? Можно ли сказать, что еврейского астронавта, чудом уцелевших узников Аушвица Элиэзера и Тони Вольферманов Освенцим догнал в космосе?..

История жизни и смерти Илана Рамона известна всем. Гораздо меньше людей знакомы с короткой биографией Петра Гинца, о котором вспомнили лишь через 60 лет после того, как он погиб в газовой камере. Тогда Чешская республика, наконец, воздала дань памяти выдающемуся подростку, опубликовав обнаруженный незадолго до этого дневник мальчика.

peterginz4

Как пишет в International Herald Tribune Ладка Бауэрова (перевод Ирины Ревякиной, Sem40.Ru), этот дневник, написанный рукой подающего надежды литературного гения, жизнь которого безжалостно оборвали нацисты, напоминает записи другого подростка-жертвы Холокоста, Анны Франк.

В действительности это не просто дневник, а сборник записей, стихотворений, рассказов и рисунков, который позволяет взглянуть на реальность каждодневной жизни евреев в военной Праге.

Каким бы странным это не казалось, дневник мог бы быть потерян навеки, если бы не катастрофа шаттла "Коламбия".

На протяжении десятилетий после Второй мировой войны имя Петра Гинца было известно только в Израиле. Считалось, что личные записи, рассказы, рисунки и гравюры, хранящиеся в архивах "Яд ва-Шема" в Иерусалиме, это все, что осталось от творчества мальчика.

Затем, 1 февраля 2003 года, разбился американский шаттл, унеся жизни всех семерых астронавтов, которые были на борту. Среди них был полковник Илан Рамон, первый израильтянин, отправившийся в космос.

Незадолго до старта "Коламбии" Рамон, сын пережившего Освенцим, обратился в "Яд ва-Шем" с просьбой позволить ему взять с собой какой-то предмет, чтобы почтить память жертв Холокоста. Музей отправил ему копию "Лунного пейзажа", рисунка Гинца, который мальчик нарисовал незадолго до того, как его увезли в чешский концлагерь Терезиенштадт в августе 1942 года. На картине изображен вид Земли с Луны — так, как его представлял 14-летний мальчик.

После трагедии "Коламбии" рисунок получил широкую известность, и имя Гинца упомянул даже президент Буш. Это вдохновило жителя Праги Йиржи Ружичка еще раз осмотреть коробку, в которой хранились пожелтевшие странички и бумаги – он нашел ее на чердаке дома, в котором прожил почти 50 лет. Оказалось, что содержимое коробки принадлежало автору "Лунного пейзажа".

Ружичка связался с "Яд ва-Шем" и предложил им купить у него материалы. После нескольких раундов переговоров музей и Хава Прессбургер, сестра Гинца, смогли приобрести дневник и бумаги, среди которых были неоконченный роман, несколько рассказов и рисунков.

Удивительно, с каким чувством юмора Петр описывает гетто, все те многочисленные запреты, правила и злодеяния.

“Сегодня туман. Они велели всем евреям нашить на одежду желтые звезды. По дороге в школу я насчитал 69 шерифов”, — пишет Петр.

"Когда я увидела дневник, я была шокирована, — рассказала Прессбургер, которая сейчас живет в Беэр-Шеве. – Конечно, я в деталях помню все те события". Урожденная Ева Гинцова, Прессбургер росла в Праге, восхищаясь своим братом, который был на два года старше ее. Как и Петра, ее отправили в лагерь Терезиенштадт. Когда нацисты увезли ее брата в Освенцим, ей удалось спасти несколько его записных книжек.

Во время войны родители Евы хранили написанное и нарисованное сыном в доме друга семьи. Хава бежала из Чехословакии после коммунистического путча, не зная об этом. В Израиль она приехала лишь с несколькими листками и научно-фантастическим романом. Ее родители, перебравшиеся к ней через несколько лет, никогда не рассказывали ей о дневнике брата, который они спрятали в Праге. А тем временем друг семьи скончался, а его дом купил Ружичка.

"Он рассказал мне, что часто думал о том, чтобы выбросить эти бумаги. Он и так выбросил немало старья с чердака. Однако по каким-то причинам записи Петра не оказались на свалке", — рассказала Прессбургер в телефонном интервью.

Прессбургер решила опубликовать "Дневник моего брата" в Чехии, где о Петре до последнего времени почти ничего не знали. Но скоро все изменится. Почтовая служба Чехии выпустила памятную марку с фотографией мальчика и его знаменитым рисунком. Презентация опубликованного дневника состоялась в Праге 8 февраля.

Петр Гинц был необычным ребенком, с какой стороны ни посмотри. По словам его сестры, к 14-ти годам он написал 8 романов и бесчисленное количество рассказов. Дневник, написанный в Терезиенштадте, где он провел последние два года своей жизни, свидетельствует о его несомненном писательском таланте.

Имея ограниченный доступ к лагерной библиотеке, состоявшей из книг, конфискованных у заключенных, мальчик прочитал все, что мог. Он изучал историю, рисовал карты, учил английский и составлял собственный словарь чешского и эсперанто. Он придумал секретный алфавит, с помощью которого записывал важные сведения (например, об уголке своего пальто, куда родители зашили ему немного денег), или рассказ о том, как его тетя советовала ему остерегаться "плохих" девочек.

Так как Петр хорошо рисовал, в лагере ему дали работу в мастерской, где он рисовал нацистские пропагандистские листовки. Однако всегда, когда у него оставалось время, он занимался собственными рисунками.

Гинц был движущей силой, стоявшей за тайной газетой "Ведём", выходившей в Терезиенштадте. Ее составляли мальчишки его барака. Написанная от руки и зачитываемая вслух каждый пятничный вечер, эта газета включала эссе, стихотворения и рассказы, а также еженедельную колонку "Прогулки по Терезиенштадту", в которой Гинц и его друзья рассказывали о различных частях лагеря от пекарни до морга. Выпуски газеты сохранились и сейчас являются частью коллекции мемориала Терезиенштадта.

Петру Гинцу не позволили реализовать свой потенциал. 28 сентября 1944 года его посадили в поезд, направлявшийся в Освенцим. Там, сразу же по прибытии, его отправили в газовую камеру. Ему было всего 16 лет.

А 1 февраля 2003 года погиб 48-летний Илан Рамон. Задумывался ли он в день несостоявшегося возвращения на Землю, что доживи Петр до наших дней, ему исполнилось бы 75 лет? Этого мы никогда не узнаем…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий