Сион, который мы обрели

0

Гедера — город еврейских пионеров

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Герц ФИНКЕНБЕРГ 

Гедера в 1898 г.

14 декабря 2014 г. жители Гедеры отпраздновали юбилейную дату: 130-летие со дня рождения своего города. В историческом масштабе возраст Гедеры несопоставим с трехтысячелетней историей Иерусалима, но, вглядываясь в прошлое и настоящее города, трудно представить как за это время из десяти первых домов на первой улице, названной потом "Билуим", вырос прекрасный, современный посёлок городского типа.

14 декабря 1884 г. нога первого поселенца коснулась земли будущей Гедеры. Их было всего 9 человек — 20-летних еврейских юношей из Российской империи, выходцев из состоятельных семей — учащиеся иешив, студенты, гимназисты т.е. юноши не имевшие никакого понятия о земледелии, у них была лишь одна романтическая мечта — возродить землю своими руками, на своей исторической Родине. Это были молодые люди, по зову сердца, вступившие в палестинофильскую организацию под названием БИЛУ — начальные буквы слов библейского стиха, "Бет Я’аков леху ве-нелха", ("Дом Иакова! Вставайте и пойдем!", Ис. 2:5) И этот призыв был услышан — они решили проложить "Дому Яакова" дорогу в Эрец Исраэль. Возглавил движение студент первокурсник Харьковского университета Исраэль Белкинд — выходец из белорусского местечка Логойск, близ Минска.

Эта организация была основана в Харькове, в 1882 г. как реакция на погромы 1881 г. на юге России, пробудившие национальное сознание еврейской молодежи. Это были юноши незаурядной силы воли и мужества: верные своей идее — созданию образцовой земледельческой колонии в Эрец Исраэль. Первая группа молодых билуйцев из 14 человек во главе с И.Белкиндом прибыла в Яффо 24 июня 1882 г. В целом, в Палестину прибыло около 60 билуйцев, но среди основателей Гедеры их было только 9 человек.

Но вернёмся к событиям 1881 г.

После 30-летней казарменной эпохи царствования императора Николая I, в 1855 г., на смену ему, пришел царь Освободитель — Александр II. Он отменил крепостное право, сделав первый шаг на пути эмансипации евреев: небольшой прослойке (1-3%) счастливчиков — "полезных" евреев, т.е. тех, которые избавились от "религиозного фанатизма" и предполагали что ассимиляция — единственный путь избавления евреев от преследований и дискриминации. Им было разрешено жить вне черты оседлости, а их детям учиться в гимназиях университетах. Но, как известно, начало пути в правильном направлении было оборвано трагедией на Екатерининской набережной, где член Исполкома "Народной воли" Игнатий Гриневицкий — потомок польского шляхтича, убил Императора. Сразу же после покушения в российских газетах появились статьи с ожесточенными нападками на евреев; убийство царя называли "делом еврейских рук" и намекали на неизбежные погромы, потому что "после событий первого марта народ оскорблен, озлоблен и рад на ком-нибудь сорвать свое зло".

И погромы действительно начались — в разных местах и почти одновременно. Елисаветград (Кировоград), Киев, Одесса, Балта: погромы в этих и других городах сопровождались грабежами, насилием и убийствами.

Это вызвало массовое бегство евреев из России: с 1881 по 1911 из страны эмигрировало 2 млн. евреев из них в США — 1.5 миллиона. Россия рассталась с ними без всякого сожаления, "как с людьми более вредными чем полезными" по выражению Николая I.

Ясно, что репатриантов из России не встречали оркестром и цветами. Им пришлось пережить все тяготы и лишения людей, покинувших насиженные места и оказавшихся в другой стране, с другими условиями жизни. И, тем не менее, в 1913 г., академик В.Вернадский в своей книге "Мысли за океаном: из неопубликованных путевых впечатлений" — очерк о командировке в США и Канаду в 1913 г. писал: "Гонения и погромы, разорения и стеснения заставили их (евреев) тысячами семей двинуться в Новый Свет. И здесь в Америке особенно ярко видно, какую огромную творческую созидательную силу потеряла Россия в безумной политике антисемитизма, в его диких формах, имевших место у нас. В массе евреев, прекрасно устраивающихся в Новом Свете, поднимающих его национальное богатство, мы потеряли часть того капитала, который история дала России и которым должны были уметь воспользоваться ее государственные люди… Может быть, не менее чем чисто экономически, потеряла Россия культурно — ибо евреи принесли сюда не только руки — они принесли сюда и привычку к работе, направленной не только к созданию материального богатства". Комментарии излишни.

geder1032
На встрече билуйцев Гедеры и Ришон ле Циона в 1922 г. Стоят, справа-налево: д-р Хаим Хисин, Дов Лейбович, Юваль Друбин, Биньямин Фукс, Шимшон Белкинд, Яков Горовиц, Менаше Меерович. Сидят, справа-налево: Яков Хазанов, Фаня Файнберг, Иегуда Цалалихин, Хася Цалалихин, Элиягу Свердлов

С этой сентенцией перекликается мысль билуйца Хаима Хисина, записанная им 2 марта 1882 г. в своём дневнике:

"Тяжелое время переживают евреи. Известия о новых погромах не только не возмущают никого, но еще пуще подзадоривают. До сих пор мне не было никакого дела до моего происхождения; я чувствовал себя преданным сыном России, которою я жил и дышал. Каждое открытие русского учёного, каждое выдающееся литературное произведение, каждый успех России как державы — наполняли гордостью мое сердце; я намеревался посвятить свои силы служению отечественных интересов и честно исполнять все обязанности доброго гражданина… И вдруг нам указывают на дверь и откровенно заявляют, что "западная граница открыта для нас. Меня стал преследовать резкий, беспощадный вопрос: "Кто я такой?"

geder1033
Хаим Хисин

Людей, преданных идее возрождения Эрец Исраэль, оказалось не так много: с 1882 г. по 1903 г. переселилось всего 20 тыс. человек — это был лишь небольшой ручеёк, по сравнению с широкой рекой эмигрантов в Америку, но именно поселения Первой алии: Петах-Тиква, Ришон ле-Цион, Хадера, Реховот, Рош-Пина, Зихрон-Яаков, Гедера и Мазкерет Батья (Экрон) заложили первый камень в фундамент государства Израиль.

В июне 1882 г. первые 14 билуйцев приземлились, если можно так выразиться, в Яффо. Все тяготы и лишения они испытали на себе: непривычный климат, голод, изнурительная работа в сельскохозяйственной школе Микве Исраэль. Руководитель школы Шмуэль Гирш весьма скептически относился к их желанию стать земледельцами, считая, что это просто блажь русских интеллигентов. И они, познакомившись поближе с "прелестями" земледелия в Эрец Исраэль оставят в покое свою романтическую мечту и уберутся восвояси. И делал всё, чтобы доказать свой "прогноз": давал им самую трудную работу.

По разным причинам между билуйцами начались разногласия, но главным разочарованием для всех стала невозможность, из-за отсутствия денег, купить участок земли и организовать свою колонию — стать пионерами возрождения земли на своей исторической Родине.

Не все выдерживали нечеловеческий труд, неустроенность, голод и болезни: к концу 1882 г. билуйцев осталось 9 человек. Вот один из эпизодов, о котором вспоминает Хаим Хисин: "25 сентября 1882 г. Сегодня же Б. (Белкинд) созвал сходку. "Если вы решите остаться, то найдите источник для уплаты долгов". Некоторое время длилось тяжелое молчание; но вот один заговорил: "нам предлагают разъехаться, но вопреки всем невзгодам, наша идея слишком дорога для нас. Собственно говоря, каждый из нас еще в России обрек себя на голод и страдания, не рассчитав только, что из них проистекут раздоры… Не забудьте, господа, что никто нас не просил явиться спасителями нашего народа. Мы сами гордо схватили то знамя, которое, может быть, подняли бы более сильные люди. Теперь идет вопрос не о нас лично, а о великом деле возрождения, которое мы собою олицетворяем". Неожиданно, по указанию из Парижа, директор Шмуэль Гирш уволил их с работы за их социалистические убеждения. Им пришлось работать в разных местах, пока фортуна не повернулась к ним лицом.

В начале 1884 г. раввин, писатель и общественный деятель Иехиэль Михаэль Пинес, поселившийся в Палестине в конце 70-х гг., назначенный в 1884 г. полномочным представителем Ховевей Цион в Эрец-Исраэль, приобрёл несколько участков земли площадью 250 десятин в районе деревни Катра в 30 километрах к юго-востоку от Яффо. Пинес поделил приобретенную землю на 25 участков по 10 десятин на семью. Часть из этих участков была выкуплена палестинофильскими организациями России и продана, в рассрочку, билуйцам.

Первыми 14 декабря 1884 г. ступили на землю будущей Гедеры Цви Горовиц, Шломо Цукерман и Дов Лейбович. Спустя несколько дней Цви Горовиц и Дов Лейбович вырыли пещеру, послужившую билуйцам первой "квартирой", которая была названа "Яма билуйцев". Через некоторое время к ним присоединились остальные билуйцы: Беньямин Фукс, Яков Хазанов, Иосеф Лис, Менахем Могилевский, Яков Могилянский и Элиягу Свердлов. Всего 9 человек. Немного позже, — в 1885-87 годах сюда же прибыли, покинувшие Ришон ле-Цион, — Хаим Хисин с женой, Исраэль Белкинд и Мордехай Генкин. В 1886 г. Менахем Могилевский вернулся в Россию. Хаим Хисин и Исраэль Белкинд тоже недолго жили в Гедере.

В 1885 г. на месте пещеры был построен сарай из досок, который не оберегал ни от ветра, ни от дождя. В нем ютились все 9 билуйцев. Из камней они выложили что-то вроде печки, где пекли лепёшки из муки, и готовили нехитрую еду, говядина для них была недостижимой роскошью. Во дворе построили шалаш, там хранились несколько мотыг и лопат, а также понуро стоял их единственный "мотор" — осёл.

Хотелось бы отметить тесную духовную и человеческую связь между Гедерой и Ришон ле-Ционом. Город Ришон ле-Цион был основан на два года раньше Гедеры — в 1882 г. группой из трёх состоятельных репатриантов из Кременчуга возглавляемых Залманом Левонтином. В том же году к поселенцам присоединилась значительная часть членов организации Билу, возглавляемая Исраэлем Белкиндом. Барон Ротшильд взял поселение под свою опеку. В 1885 г. в трехлетнюю годовщину Ришон ле-Циона два жителя придумали необычный флаг: кусок белой ткани с двумя вышитыми синими полосами и синей звездой Давида. Этот флаг стал флагом Государства Израиль. Известно, что в 1887 г. в Ришон ле-Ционе Нафтали Герц Имбер написал стихотворение "а-Тиква", первые строфы которого стали национальным гимном Израиля. А выходец из Бессарабии, Шмуэль Коэн, подобрал к "а-Тикве" мелодию и первое исполнение будущего гимна Израиля состоялось именно в Ришон ле-Ционе.

В Ришоне начинал свою деятельность Иегошуа Ханкин, который посвятил свою жизнь единой цели — "геулат а-карка" "спасению земли" "избавлению земли": сказано в Торе, что Всевышний повелел сынам Израиля "выручить" "спасти" эту землю. Ханкин приобрел для своего народа шестьсот тысяч дунамов земли.

Для руководства колонией билуйцы пригласили И.Пинеса, авторитет, которого был непререкаем: его мнение всегда совпадало с мнением колонистов, в их отношениях было полнейшее доверие. Билуйцы очень ценили стиль такого руководства отличного от управления колониями барона Ротшильда — стиля тотальной опеки. Во время приезда Пинеса в Гедеру у билуйцев был настоящий праздник. Вот слова Пинеса, которые можно отнести к любому периоду заселения Эрец Исраэль вплоть до сегодняшних дней: "Заселение Эрец Исраэль подобно вину, которое должно перебродить "и после того как выпадает осадок" оно становится светлым и чистым". Благодаря своему авторитету и личному примеру Пинес смог приобщить молодых поселенцев к соблюдению традиций.

geder1034
Иехиэль Михаэль Пинес

В первый год, из-за отсутствия сельхозинвентаря и лошадей, они отдали пахотную землю в аренду феллахам деревни Катра за 1/3 урожая, а сами принялись за устройство виноградников. На следующий год, колонисты вспахали всю землю и засеяли ячменём и пшеницей.

Посетивший колонию в 1890 г. Хаим Хисин был приятно удивлён, увидев, что пшеница колонистов была лучше, чем у феллахов. На удобренных землях колонисты получили урожай пшеницы 1:15, а ячменя — 1:22. К этому времени колонисты обзавелись виноградниками: у каждого колониста было по 2 десятины, а всего — 70 тыс. виноградных лоз. Даже названия первым виноградникам присваивали имена дорогих для них людей: Дов Лейбович посадил два ряда винограда, которые были названы в честь И.Пинеса и его жены.

О людях, ставших основателями Гедеры, мы расскажем в следующий раз. А пока от всей души советуем посетить этот город и уникальный музей!

 

ГЕДЕРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ 

24 июня исполнилось 97 лет  автору — "последнему из билуйцев" — историку Герцу Финкенбергу 

Реувен БЕСИЦКИЙ, Гедера 

geder1031

И хотя дата не круглая, хочу обратиться к Герцу со словами, которые обычно адресуют юбилярам:

"Дорогой наш человек, мы, ваши верные коллеги и друзья из амуты «По следам билуйцев» сердечно поздравляем с днём рождения. Мы благодарны судьбе, что предоставила нам возможность познакомиться с таким прекрасным человеком. Вы стали для нас примером благородства, сердечной доброты, мудрости и бескорыстия. Трудно переоценить помощь, которую вы оказали новым репатриантам в их скорейшей адаптации на своей исторической родине".

Финкенберг родился 24 июня 1918 г. в г. Замосць (Замостье). Этот город, где протекали детство и юность Герца, находится в Люблинском воеводстве Польши. В 1992 г. центр города, построенный в стиле ренессанс, получил статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

У религиозных и обеспеченных родителей Герца было семеро детей. Финкенберг получил хорошее образование: окончил начальную школу, а затем — гимназию. Перед началом оккупации нацистами Польши, в 1939 г., он подал документы для поступления в парижский университет Сорбонна. Когда в город вошли гитлеровцы, несколько месяцев Герц скрывался. Но от рук нацистов погибли его родители, три сестры и брат. Да будет благословенна их память.

Можно сказать — ему повезло — он родился в «рубашке», вырвавшись из ада нацистской оккупации: перешел границу и оказался на территории Советского Союза. Здесь Герц вступил добровольцем в ряды Красной Армии и его направили учиться на ускоренные курсы младших командиров. Во время войны служил в 136 гаубичном артиллерийском полку Закавказского военного округа. Награжден медалью «За Победу над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.».

В 1945 г. вернулся в Польшу, но мысль об исторической родине не покидала его. В 1946 г. Герц смог перебраться в Италию. Работая в правлении организации "Гехалуц" в Риме, оказывал помощь евреям в репатриации на Святую Землю. Там же встретил свою единственную любовь в жизни — Бат-Шеву, ставшую ему верной подругой и женой, с которой счастливо живет и по сей день.

Репатриировался в Израиль в 1948 г. и начал работать учителем и воспитателем в специальных школах для проблемных детей. Параллельно учился и получил первую степень по истории еврейского народа.

Длительное время работал представителем Сохнута в Брюсселе. В 1967 г. получил вторую степень по еврейской истории в Хайфском университете, где читал студентам лекции.

По инициативе Герца Финкенберга и его единомышленников в год столетия образования Гедеры в 1984 г. муниципалитетом было принято решение создать Музей истории и основателей города — билуйцев. Музей был создан в доме, который подарили городу бывшие билуйцы Моше и Рахель Минц. С большим трудом у старых жителей города и окрестных поселений были собраны вещи домашнего обихода, сельхозинвентарь и пр., которые стали экспонатами музея.

В 1989 году Герц, случайно встретившись на улице с репатриантами из бывшего СССР, не знавшими, как пройти на почту, открыл своё этим людям свое сердце. В течение нескольких недель Герц и его верная спутница Бат-Шева подняли на ноги всех знакомых, которые поделились с новыми израильтянами и мебелью, и электротоварами, и посудой, чтобы они могли жить в минимально комфортных условиях.

Герц «надавил» и на муниципалитет, который выделил комнату в библиотеке для организации клуба, а затем амуты, названной «По следам билуйцев». Интереснейшие рассказы Герца об истории еврейского народа, государства Израиль, еврейских традиций и еврейских праздников покоряли благодарных слушателей и посвящали их в еврейство, о котором некоторые имели смутное представление, а кое-кто — никакого, кроме записи в паспорте. Жизнь в амуте с самого начала била ключом: экскурсии по историческим местам, доклады по истории Израиля и еврейских традициях, вечера, посвящённые религиозным и светским праздникам и т.д.

Благодаря Герцу 25 лет амута остаётся родным домом для репатриантов: все с нетерпением ожидают очередного понедельника, чтобы собраться вместе за столом с лёгким угощением, поговорить о животрепещущих событиях, послушать интересный рассказ Герца, отметить праздник или день рождения. Десятки новых репатриантов, начинавших свой путь в Гедере, а затем обосновавшихся в разных городах нашей «необъятной» родины и других странах, не забывают Герца, Бат-Шеву и своих товарищей по амуте, пишут и навещают их.

Бывшие члены амуты, живущие Израиле и за рубежом благодарны Герцу за бескорыстную помощь в адаптации, и поддерживают с ним связь до настоящего времени. Теплоту его сердца и благородство души ощутили на себе все, кто общался с этим человеком.

К 25-летию амуты в 2014 г., под руководством Герца и при поддержке мэра Гедеры Йоэля Гамлиэля была издана книга «По следам билуйцев. Записки об одной амуте», где описана ее история.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий