Кто-то был готов пожертвовать жизнью за ночь с Клеопатрой; евреи же шли на риск ради прикосновения к величайшей Тайне
Вадим МАЛЕВ
В Иерусалимском Храме существовала специальная комната, которую занимал Первосвященник за неделю до Йом-Кипур. Там он готовился к Судному дню. Во времена Первого Храма это помещение называлась Обитель сановников, во Втором Храме сановники уступили место … чиновникам. Откуда такое приземленное слово для тех, кого называли «святой из святых»?
Дело в том, что со времен, иногда переоцененных в современном Израиле Хасмонеев, должность Первосвященника стали покупать за деньги. Цари (из рода Хасмонеев) зачастую назначали того, кто больше заплатит. Ну а как называть такого назначенца, первосвященника при царе? Чиновник — он и есть чиновник.
Почему все потомки Хасмонеев были безжалостно истреблены? Не за это ли деяние? Помимо всего прочего Хасмонеи (именно они, а вовсе не Ирод, как считается) нарушили прямое указание Всевышнего — на царском престоле в Иерусалиме может сидеть только потомок Давида. Первый Храм простоял 410 лет и за все это время после Цадока в нем служили 18 первосвященников. Вот их имена (простите, что в странной транскрипции — взято из Еврейской энциклопедияи Брокгауза и Ефрона):
Ахимаац (II Сам., 15, 36).
Азария (I Цар., 4, 2).
Иорам (по Флавию) или Иоаш (Seder Olam Zutta).
Иегояриб (I Хрон., 9, 10; по Флавию — Иисус).
Аксиорам (по Флавию), Иегошафат (Seder Olam Zutta).
Иегояда (II Цар., 11, 4).
Фидея (Флавий); Педаия (Seder Olam Zutta).
Судея (Флавий); Цидкия (Seder Olam Zutta).
Азария II (II Хрон., 26, 17; у Флавия — Иоель).
Иотам (Флавий и Seder Olam Zutta).
Урия (II Цар., 16, 10).
Азария III (II Хрон., 31, 10; по Флавию — Нерия).
Одия (Флавий); Ошаия (Seder Olam Zutta).
Шаллум (I Хрон., 5, 38).
Хилкия (II Цар., 22, 4).
Азария IV (I Хрон., 5, 39).
Сераия (II Цар., 25, 18; у Флавия — Сарея).
Иегоцадак (I Хрон., 5, 40; у Флавия — Иоседек).
Второй Храм просуществовал 420 лет, а служило в нем свыше 300 первосвященников. На долю первых из них — праведных — пришелся 141 год. Вот их имена: Шимон а-Цадик — 40 лет, Иоханан — 80 лет, Ишмаэль бен-Паби — 10, и Элазар бен-Харсом — 11. Остальные (почти 300) правили 279 лет. Меньше чем по году на брата. Представляете, Первосвященник, заплатив весьма солидную сумму за свое назначение, купивший сан за деньги, судил меньше года и умирал!
Хотите знать как? Обычно это происходило в Судный День. Первосвященник заходил в Святая Святых, чтобы выполнить самый таинственный и заповедный обряд — воскурение особого состава пряностей. Если Первосвященник находился не на должном уровне чистоты и святости (а все занимавшие пост с помощью взятки были таковыми) — он умирал на месте. Во времена Второго Храма к ноге Первосвященника, заходившего в Святая Святых, привязывали веревку. Коаним, оставшиеся за парохет (завеса, которую среди прочих, вышивала Мириам — мать сами знаете кого), напряженно прислушивались. Услышав глухой звук падения, они немедленно принимались тянуть за веревку, ибо трупу не место в Святая Святых. И так продолжалось на протяжении почти трехсот лет.
Удивительный народ евреи! Ведь знали, что идут на верную смерть, и все-таки были готовы даже ценой собственной жизни в Йом-Кипур прикоснуться к величайшей тайне — Святая Святых.
Вокруг стояла глухая тьма язычества, европейские столицы покоряли дикари с палицами в руках, а тут люди шли на смерть ради духовности и прикосновения к тайне. Ради своей веры в Единого Бога. Вере, к которой с большим опозданием, в конце концов, пришло все человечество.
По материалам ежемесячника "Шофар"