Еврейские фамилии донских казаков

0

Откуда взялись казак Евреинов и подъесаул Жидовин 

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Сергей МЕДВЕДЕВ 

Ростовчанин Евгений Мовшович — доктор геолого-минералогических наук, ведущий геолог Южного государственного геологического предприятия. В 1999 году Мовшович возглавлял комиссию общественной экологической экспертизы проекта строительства Ростовской АЭС (кстати, комиссия пришла к выводу о невозможности безопасной эксплуатации станции). Но это лишь одна из сторон деятельности Евгения Вениаминовича. Мовшович еще и единственный в Ростове исследователь, занимающийся историей еврейских общин на Дону. По крупицам в кагэбэшных, университетских и прочих архивах Ростова, Москвы, Петербурга он собрал уникальные сведения о жизни донских евреев

— Из материалов профессора Шелова, специалиста по истории античности, следует что в Танаисе — восточном форпосте Боспорского царства — помимо греков и варваров жили и евреи. Он проанализировал надписи на могильных плитах и обратил внимание, что на некоторых из них встречаются типично еврейские имена, скажем, Иуда. Конечно, еврейские имена могли давать и неевреям, но данный факт свидетельствует, по крайней мере, о еврейском влиянии на Боспорское царство. В других районах царства — в Горгипии (ныне Анапа), в Фанагории — были найдены и синагоги, обнаружили там и надгробные памятники с надписями на иврите и характерными еврейскими символами — минорой, ханукией. Все это неоспоримо свидетельствует о том, что в Боспорском царстве евреи жили.

— И сколько же в Танаисе было евреев?

— Шелов проанализировал около 700 могильных плит. Семь из них содержали еврейские имена. Можно предположить, что евреев в Танаисе было около одного процента. Скорее всего, это были торговцы. Шелов нашел еврейские имена и на амфорах — их использовали для хранения масла, вина или зерна. Следовательно, или владельцами амфор, или их перевозчиками были евреи… В VI-VII веках на Дону поселились хазары. Есть письменные свидетельства, где упомянуты евреи, жившие в Хазарском каганате. К хазарам они попали из Персии и Византии, спасаясь от преследований. Евреев было немного, но они пользовались большим влиянием. Хазары, кстати, сами приняли иудейство. Впрочем, археологические раскопки не дают прямых доказательств о пребывании евреев в этих местах. Хотя в вышедшей недавно монографии Плетневой высказывается гипотеза о том, что одно из зданий Саркела (хазарский город, находившийся недалеко от нынешнего Волгодонска) — это остатки синагоги VIII века… На Северском Донце обнаружены надписи, некоторые буквы которых напоминают еврейские. Так что, кое-какие следы есть…

 

НАРУШИТЕЛИ ПАСПОРТНОГО РЕЖИМА

— Хотя первая в России настоящая перепись населения была проведена лишь в 1897 году, "считать" население начали гораздо раньше — чтобы губернаторы не утаили от царя истинное количество налогоплательщиков. При этом переписчики фиксировали и национальность налогоплательщиков. В 1796 году в Мариупольском уезде с центром в Таганроге было зарегистрировано семь евреев. В самом Мариуполе евреи появились лишь в 1820 году. В Таганроге, как мне удалось установить, в 1805 году жила одна еврейская семья. Так что, скорее всего, эти семь человек относятся к крепости Димитрия Ростовского (нынешний Ростов-на-Дону). Основная масса евреев на Дону появилась во времена Екатерины II, разрешившей евреям селиться в любой части Екатеринославской губернии, в состав которой входили Ростовский и Таганрогский уезды. В большинстве своем это были люди из Польши, западных областей Украины и Белоруссии. В те годы существовало нечто вроде прописки и регистрации. Евреи в черте оседлости имели право на передвижение, но "прописка" стоила достаточно дорого. Чтобы избежать ненужных трат, евреи, "прописанные" в Вильно или Минске, здесь значились, как приехавшие по делам. Полицию это устраивало. Сейчас, анализируя полицейские данные по Ростову, мы видим, что большинство умерших, вступивших в брак, родивших детей, были как раз выходцами из Украины, Белоруссии, Польши… В целом, до революции на всей территории Войска Донского жили 30-35 тысяч евреев.

 

КАЗАК ЕВРЕИНОВ И ПОДЪЕСАУЛ ЖИДОВИН

— Еще дореволюционные исследователи обратили внимание, что среди казаков было немало людей с фамилиями, свидетельствующими об их еврейском происхождении — Жидовин, Евреинов, Перекрестов. Десятка полтора фамилий. Это объясняется тем, что вместе с запорожскими казаками сюда пришли и жившие рядом с ними евреи. Казаки были людьми широкой натуры и заниматься всякой ерундой не хотели — для ремонтных, скажем, работ они нанимали еврейских мастеров. Со временем мастера оказачились, и к XIX веку кроме фамилий от их еврейского происхождения ничего не осталось… Однако, когда на Дону стали появляться "неоказаченные" евреи, они вызвали неприязнь у местного населения — без разрешения атамана поселиться на хуторе или в станице евреи не могли. Значительное количество евреев появилось на Дону в середине XIX века, когда началось строительство железных дорог "Ростов-Таганрог-Харьков-Москва" и "Ростов-Воронеж-Москва". Подряд на строительство получил Самуил Соломонович Поляков. По договору с царским правительством в полосе отчуждения вдоль железных дорог он мог поселить кого угодно. Так на территории Войска Донского появились еще около 700 евреев-ремесленников. Это были настолько предприимчивые люди, что к 1880 году казачьи атаманы обратились к царю с требованием выселить конкурентов, мешающих коммерческой деятельности коренного населения. Одновременно с требованием о выселении евреев атаманы потребовали от царя передать в ведение Войска Донского Ростовский и Таганрогский уезды. Получив эти уезды, казаки планировали выселить евреев и из этих городов. Однако Ростов и Таганрог к тому времени были крупными промышленными и торговыми центрами, и отток еврейского капитала не устраивал местных промышленников. В 1878 году правительство передало Ростов и Таганрог Войску Донскому, но выселять евреев запретило. Был составлен так называемый "алфавит" (перечень городских евреев). Их трогать было нельзя. А вот для новых переселенцев требовалось разрешение атамана. Евреев, живших вдоль железных дорог, в конце концов выселили.

 

ЖИЗНЬ В ПОЛОСКУ

— Среди ростовских евреев было много врачей, адвокатов, владельцев средних и крупных предприятий. Они контролировали много средних и крупных предприятий, значительную часть банков, табачные фабрики, торговлю пшеницей, добычу угля. Но быть, скажем, жандармами они не могли.

— Зато известно, что гласным Ростовской думы был Фабиан Гнесин, отец известного композитора.

— Евреи имели право избирать гласных в городскую думу. И в разное время в думе заседали от трех до пяти евреев, в том числе и Фабиан Гнесин. Их влияние было весьма значительным. Когда при Фабиане Гнесине в 1868 году была построена Хоральная синагога (сейчас там вендиспансер), городской глава Байков был почетным гостем на ее открытии.

— Тем не менее, Ростов не избежал еврейских погромов…

— В Ростове было три погрома. Первый — в 1882 году, через год после убийства Александра II. Где-то на углу нынешних Серафимовича и Ворошиловского в полуподвале был еврейский кабак. В кабаке гулял купеческий сын с проституткой. Расплачиваться с хозяином он не захотел. Завязалась драка, кто-то крикнул: "Евреи убивают русских". Это было часа в четыре утра. Начался погром. Громили расположенные рядом еврейские магазины, публичные дома, кабаки. В конце концов, из Новочеркасска прибыли казачьи части и прекратили погром. Говорят, что убитых не было — о погроме очень мало сведений, на публикации был наложен запрет. Второй погром случился в 1905 году, сразу после издания царского манифеста о свободе. Погромщиков возглавляли жандармы. По жандармским данным, было убито около 50 евреев. По данным немецкого консула — 146. Третий погром устроили бойцы конармии Буденного, когда взяли Ростов. Город на несколько дней был отдан на разграбление. И если конармейцы находили в богатых домах евреев, то с удовольствием избивали их до полусмерти или убивали. Никаких документов на эту тему мне найти не удалось. То ли их уничтожили, то ли ничего не фиксировалось. По свидетельству очевидцев, тогда погибли десятки евреев.

 

А ДАЛЕЕ — ПРОБЕЛ

— Если о дореволюционной жизни ростовских евреев еще можно что-то найти в архивах, то после 17-го — пустота. В архивах ФСБ мне удалось найти только одно постановление о закрытии синагоги (в Ростове их было три). Не удалось найти упоминаний, скажем, о переименовании улицы им. Ивана Гольдмана (председатель Нахичеванско-Ростовского горисполкома) в улицу имени Станиславского.

— Точно не известно даже сколько евреев сейчас живет в Ростове сегодня…

— По данным переписи 1989 года — 9 тысяч, но я думаю, что если бы перепись провели несколько лет спустя, то это количество увеличилось бы, по меньшей мере, раза в два. В 1989 году люди еще скрывали свою национальность. Да и интересоваться еврейской историей в те годы было небезопасно — это воспринималось как проявление еврейского буржуазного национализма, один из пунктов уголовного кодекса.

…Значит, придется историкам будущего изучать жизнь донских евреев советского периода по статьям самого Мовшовича — их у него десятки. А в ближайшее время Евгений Вениаминович собирается написать книгу о донских евреях — чтобы историкам было проще.

"Еврейские новости"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий